Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 86 в доме Толстых. В 1902 году картину Леонида Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел великий князь Георгий Алек- сандрович. Оригиналы рисунков для романа «Воскресенье» были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900. Все разнообразные работы Пастернака, начиная с карандашных набросков, зарисовок, и заканчивая произведениями станковой живописи, свидетельству- ют о том, что художник обладал невероятным умением точно передать эмоцио- нальное настроение, живость и трепетность толстовской натуры, характер геро- ев толстовских произведений. Но не следует забывать, что художник создал не только огромное количество иллюстраций к его творениям, а и тридцать шесть портретов писателя. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике – обобщенный до символа – портрет 1901 года, изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба. Портрет хранится в настоящее время в частной коллекции. Надо отметить, что сам Л. Пастернак называл себя первым русским им- прессионистом, не опасаясь возможной критики и непонимания импрессиониз- ма в России в тот период. На наш взгляд, справедливой является оценка творче- ства Пастернака историка искусств Елизаветы Плавинской: «Он был более мо- дернист, чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюн- хенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во вла- дении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма» [2]. Данное замечание в полной мере относится к рассматриваемому нами портрету. Именно эта работа написана в духе символистской живописи. Замы- сел этого портрета – изобразить Толстого «как бы в стремлении вперёд, напе- рекор бушующей стихии, на фоне грозового неба», – возник у Пастернака ещё весною 1893 года, когда он впервые увидел писателя, стремительно идущего по залу на выставке передвижников. Но портрет был написан через 8 лет после этой встречи, в 1901 году. Итак, произведение, к анализу которого мы обратились, является портре- том и выполнено в технике масляной живописи на холсте. Формат полотна прямоугольный. Портрет довольно большого размера – 775 × 660 мм, изобра- жение – погрудное, в профиль. Как писал сам художник в своих воспоминаниях, «портрет этот взят был мной несколько символично, монументально и суммарно: сам стихийный, Толс- той – в стремлении вперед, наперекор бушующей стихии. Так приблизительно я его себе представлял» [3]. В соответствии с данным замыслом художник строит композицию – на переднем плане, заполняя почти всю поверхность хол- ста изображается сам Толстой, он изображен очень близко к краю полотна, та- ким образом сразу же обозначается масштаб личности. Писатель изображен на фоне неба, которое также значительно и занимает 2/3 поверхности. В этом чувст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=