Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 85 ЛЕОНИД ПАСТЕРНАК И ЕГО ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО, ОБОБЩЕННЫЙ ДО СИМВОЛА А. В. Ключарева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье проводится анализ живописного портрета Л. Н. Толс- того, написанного в 1901 г. художником Л. О. Пастернаком в духе символистской живописи. В своей работе художник противопоставляет силу двух стихий – сти- хию природы и силу духа, происходящую от гениального писателя. Ключевые слова: искусство, живопись, Л. Н. Толстой, символизм, импресси- онизм, творчество, портрет. В отечественной науке личность Л. Н. Толстого прежде рассматривалась в тесной связи с реалистической живописью и творчеством художников-пере- движников. Широко известно, что тесные дружеские отношения связывали Л. Н. Толстого и И. Е. Репина, Н. Н. Ге был другом и последователем писателя, его даже часто называют «толстовцем», И. Н. Крамской бывал в доме Л. Н. Толс- того. Внимание исследователей обращалось на творчество художника крестьян- ского происхождения Н. В. Орлова, представителя реалистической живописи. В традиционном ключе отмечались факты знакомства Льва Николаевича с В. Серовым, М. Нестеровым и другими художниками. Однако, известно, что , что личность и творчество Л. Н. Толстого глубоко волновали представителей «русского символизма» – Н. Рериха, Е. Блаватскую, Вл. Соловьева, Вяч. Иванова, Дм. Мережковского и З. Гиппиус, А. Белого, А. Блока, А. Добролюбова и т. д. Среди художников, которых мы можем в той или иной степени считать символистами, условно можно выделить две группы – те, кто восхищался Л. Н. Толстым и стремился стать его другом и последователем, а также те, кто, находился определенное время под влиянием творчества писателя и философа, но, впоследствии, испытал глубокое разочарование и развернулся на 180 граду- сов в своем отношении к Толстому. К представителям первой группы, тех, для кого художественное творчество Л. Н. Толстого, а также его общественные взгляды и духовное мировоззрение были интересны и важны, взяты за основу творчества, следует отнести Леонида Осиповича Пастернака. Знакомство молодого художника со Львом Николаевичем состоялось в 1893 г. на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок», при чем оказалось, что Лев Николаевич следит за творчеством молодого ху- дожника. Тогда писатель пригласил Пастернака в свой дом в Хамовники, и с этого момента начинается их многолетняя дружба и сотрудничество. Это сотрудничество, главным образом, выражалось в совместной творче- ской работе над романом «Воскресение», который Л. О. Пастернак иллюстри- ровал сразу же после написания первых глав произведения. Еще до личного знакомства с Толстым Л. О. Пастернак работал над иллюстрациями к роману «Война и мир», а в начале 1900-х написал целую серию семейных портретов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=