Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 82 ции до усадьбы составляет 3,5 км, которые путешествующим предлагалось пройти пешком, так как извозчиков на станции нанять невозможно, однако около станции имелась чайная, где можно было согреться в зимнее время и до- ждаться рассвета, так как поезд прибывал в 4 часа утра. Путь от станции до усадьбы «весьма прост, ошибиться и сбиться с дороги трудно, и поэтому ника- ких проводников не требуется. Люди нерешительные могут пригласить в каче- стве проводника в усадьбу кого-нибудь из ребят, которых почти всегда можно найти у станции или у чайной» [1, с. 136]. Что касается размещения, то «за не- дорогую плату можно найти приют и отдых в крестьянской избе». В деревне имелась кооперативная лавка. Причем прежде, чем осматривать усадьбу, реко- мендовалось отдохнуть и поесть. Непосредственно в музее можно было осмотреть Дом Л. Н. Толстого, уже тогда это можно было сделать организованными группами под руководством кого-нибудь из сотрудников музея, которые дают объяснения. Внимательный осмотр Дома занимал около 1 часа. Затем следовало осмотреть парк, пройти на могилу писателя, а после отправиться в Чепыж, к реке Воронке и посвятить остальное время отдыху и прогулке по лесу и полям. Туристы и экскурсанты, интересующиеся учреждениями Яснополянской опытной станции, с разреше- ния заведующей А. Л. Толстой, могли осмотреть опытно-показательную школу, интернат в Телятинках, учебные мастерские при них, слесарную, столярную, совхоз при музее-усадьбе. В самой Ясной Поляне можно было посетить с осмотром молочную и сельскохозяйственную артели, народный дом, библио- теку, потребительскую лавку. Возвратиться в Москву можно было с почтовым поездом, отходившим в 3 ч 40 мин, или пассажирским, отходившим в 9 ч вечера. Общая стоимость этой экскурсии при оплате проезда по железной дороге полностью определя- лась в 12–15 рублей на человека, а при льготном проезде в 7-9 рублей. Из Тулы в Ясную Поляну можно было добраться двумя способами – по железной дороге или по Московско-Курскому шоссе. «Общая длина пути от Тулы около 15 км. В летнюю пору в хорошую погоду экскурсия молодежи лег- ко может сделать этот путь пешком с таким расчетом, чтобы возвратиться об- ратно в Тулу уже на следующий день». От Тулы до Косой горы ходили автобу- сы с платой 50 коп., в разгар сезона автобусы шли по шоссе до поворота в Яс- ную Поляну, с платой 75 коп. Проезд на извозчике обходился в 15 рублей на 2–3 пассажиров, туда и обратно – 20. Экскурсию из Тулы с проездом в поезде можно было совершить без ночлега, общую стоимость ее на одного участника с питанием нужно считать в 1–2 рубля. В 20–30-е гг. в Ясной Поляне были осуществлены масштабные преобразо- вания, которые способствовали формированию благоприятной среды не только для жителей, проживавших там, но и многочисленных посетителей толстовских мест. В деревне построили новые добротные каменные дома, не нарушавшие исторического архитектурного облика; был открыт магазин. Многие жители деревни работали в музее. С конца 20-х гг. партийное руководство СССР начинает проводить курс на коллективизацию сельского хозяйства, в Ясной Поляне в 1931 г. был создан

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=