Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 76 тижение цели. Знание и учет задатков, особенностей темперамента, основного типа мышления, индивидуальных стилей обучения помогают построить макси- мально эффективную траекторию развития. К пластичной зоне относят те навыки, которые могут использоваться в различных ситуациях: умение работать в команде, доминирующий тип мыш- ления, навыки коммуникации, умение проявлять творчество, способность ре- шать различные задачи и т. д. Важно отметить, что оптимальным возрастом для формирования пластичной зоны является период старший школы (14–18 лет), т. е. период профессионального самоопределения. Перспективная зона связана с условиями неопределенности. К ней отно- сятся навыки, которые требуют постоянно развития: тайм-менеджмент, рефлек- сия, готовность к решению задач в условиях изменений, анализ, саморазвитие и управление личностью. Поиск эффективных средств и методов развития указанных компетенций (причем именно в процессе обучения в т. ч. в учреждениях СПО или вузе) – крайне важная и актуальная проблема, над которой трудятся многие педагоги. Важно отметить, что soft-skills – именно комплекс навыков, вследствие че- го формировать их необходимо именно параллельно. Только тогда они начнут усиливать друг друга и давать синергетический эффект. И одним из наиболее успешных способов комплексного формирования гибких навыков является конкурсная деятельность, которая может стать мощнейшим стимулом для рабо- ты как для обучающихся, так и преподавателей. Современная конкурсная деятельность отличается огромнейшим разнооб- разием форм (викторины, олимпиады, квизы, марафоны, чемпионаты, конфе- ренции, фестивали и многое другое). Уже отработанный во время пандемии дистанционный формат их проведения позволяет принять участие практически в любом конкурсе любого уровня. Появилась возможность выбирать его со- гласно интересам, возможностям и способностям, сравнивать и анализировать результаты, что впоследствии позволяет проводить работу над ошибками и са- моразвиваться. Для школьников чаще всего актуальными становятся творче- ские и образовательные конкурсы, а для студентов – чемпионаты и олимпиады профессионального мастерства. Их организаторами являются профильные ми- нистерства и комитеты, некоммерческие профориентационные организации и образовательные учреждения всех уровней, центры развития компетенций и дополнительного образования. В настоящий момент некоторые конкурсы носят для педагогов обязатель- ных характер, что влияет и на качество работ и на желание обучающихся дви- гаться вперед в этом направлении. Также нередко проблемой участия в конкур- сах и, как следствие, недостаточного развития soft-навыков, является мотива- ция самих участников, отсутствие интереса (например, ввиду большой загру- женности) и т. д. Для того, чтобы повысить роль конкурсной работы, усилить стремление к ее качественному выполнению в современных условиях образования, необхо- димы новые нестандартные формы ее организации [4]. Также крайне важно, чтобы конкурсная деятельность была системной, запланированной, структури-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=