Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 75 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (в рамках формирования soft-компетенций специалистов индустрии гостеприимства) В. С. Вязанкин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматривается модель организации подготовки обучающихся к участию в конкурсной деятельности различного уровня и направ- лений (в том числе конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства), ко- торая позволяет, помимо прочего, формировать гибкие навыки. Система подго- товки опробована при подготовке обучающихся – будущих специалистов индуст- рии гостеприимства. Ключевые слова: конкурсная деятельность, soft-skills, гибкие навыки, мягкие навыки, конкурсы, олимпиады, индустрия гостеприимства, туризм. Несмотря на то, что потребность в формировании так называемых гибких навыков (soft-skills) появилась еще в 50-е годы прошлого века, именно послед- ние 5 лет в связи с невероятными темпами развития экономики возникла особая актуальность их исследования. Еще в 2017 году, президент Российской Феде- рации В. В. Путин, в ходе участия в сессии «Молодёжь-2030. Образ будущего» обратил свое внимание, что «конкурентные преимущества получат люди, кото- рые обладают тем, что сегодня называют soft-skills, креативным, плановым и другими видами мышления» [1]. В особенности, учитывая опыт последних трех лет, особо важно формировать в процессе обучения данный комплекс уме- ний будущим представителям индустрии гостеприимства – специалистам ту- ристской и гостиничной сфер. Гибкие навыки рассматриваются как приобретенные навыки, которые по- лучил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессио- нальной деятельности [2]. Т. е. soft-skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам и для них характерна универсальность. Овладение ими позволяет со- труднику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт воз- можность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Вне зависимости от того, где мы работаем, нам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать пробле- мы, управлять эмоциями и задавать вопросы. В настоящий момент классификации и видов гибких навыков существует огромное количество. Одной из наиболее универсальных является трехслой- ная система классификации soft-skills проведенная педагогами Н. Нагимовой и М. Фахретдиновой [3]. В первую, ядерную зону внесены врожденные и фор- мируемые на ранних этапах онтогенеза навыки, оказывающие влияние на раз- витие человека, обеспечивая ему успешность или же, наоборот, затрудняя дос-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=