Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 63 Теперь, когда талибы снова у власти, не только сектор образования нахо- дится на грани утраты всех предыдущих завоеваний и достижений, но ясно, что будет дополнительная дискриминация в отношении женщин и девочек. Дан- ные, отражающие ситуацию с образованием и грамотностью в Афганистане, следующие:  уровень грамотности взрослого населения в 2020 г. достиг 47 % по срав- нению с 26 % в 2008 г.;  в 2020 г. уровень грамотности мужчин составлял 55 %; для женщин – 29,8 %;  в 2016–2017 гг. начальную и среднюю школу посещали 6,4 млн детей по сравнению с 4,3 млн в 2010 г.;  уровень грамотности молодежи достиг 54 % в 2017 г. по сравнению с 52 % в 2014 г., 47 % в 2012 г. и 31 % в 2008 г.;  56 % детей посещали начальную школу в 2017 г. по сравнению с 52 % в 2008 г.;  в 2017 г. показатель посещаемости начальной школы для мальчиков составил 62 %, для девочек – 45 %;  в 2017 г. показатель посещаемости средней школы составил 36 %: 47 % для мальчиков и 26 % для девочек.  84 % женщин и 51 % мужчин в возрасте 15–49 лет не имеют образования;  65 % женщин в возрасте 20–24 лет и 49 % в возрасте от 15–19 лет не имеют образования;  уровень грамотности молодежи среди девочек составляет 37 %, 66 % среди мальчиков [13]. Эти статистические данные иллюстрируют масштабы стоящих перед страной проблем. Напротив, с 15 августа 2021 г. правительство талибов запретило девочкам с 6 по 12 классы посещать школу, поступать в университеты и работать. Обе- щано, что запрет будет снят, как только для женского образования будет созда- на лучшая исламская среда, основанная на шариате. В течение шестнадцати ме- сяцев представители Талибана неоднократно заявляли, что запрет носит вре- менный характер, идет работа над механизмом, позволяющим вновь открыть школы и университеты для девочек. Однако, запрещая женщинам работать в государственных и частных организациях, похоже, талибы преследуют две цели, используя доступность образования для девочек в качестве политическо- го инструмента. Во-первых, они стремятся использовать образование девочек и права женщин в качестве козыря в переговорах с международным сообщест- вом для обретения легитимности и снятия санкций США, а во-вторых, они стремятся умиротворить и смягчить негативную реакцию экстремистских последователей и дискриминационные племенные обычаи, которые сущест- вуют в традиционных регионах страны. Хотя ясно, что школы и университеты не могут быть закрыты для девочек навсегда, несомненно, что этот вопрос бу- дет и дальше использоваться для получения предполагаемых внутренних и внешних политических выгод и обострения других вопросов, связанных с ле- гитимностью власти и религиозной диктатурой, основанной на сельской пле- менной культуре.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=