Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 62 ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АФГАНИСТАНЕ: ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Харес Саик Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Кабульский педагогический университет Аннотация. Афганистан – страна, где правительства нередко создаются и уничтожаются в результате конфликтов, связанных с правами женщин. В дан- ной статье образование рассмотрено как фактор достижения гендерного равен- ства в развивающихся странах. Приведены статистические данные, являющиеся основой проблематизации исследования. Ключевые слова: женское образование, гендерное равенство, Афганистан. Гендерное равенство способствует росту экономики. Это верно, когда лю- ди обоих полов имеют доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, финансовым, политическим и юридическим правам [1]. Инвестиции в обра- зование женщин были предложены Всемирным банком в качестве политики роста и устранения бедности в развитых странах, поскольку это обеспечивает высокую экономическую норму прибыли [2, 3, 4]. Самым фундаментальным и решающим элементом в расширении прав и возможностей женщин во всех аспектах жизни является образование. Однако в развивающихся странах эта проблема все еще не решена – ни в качественном, ни в количественном от- ношении [5, 6]. В развитых странах 52 % учащихся средних школ составляют женщины, в развивающихся странах их число всего 26 % [8]. Во всем мире мужчины составляют основную часть преподавателей высших учебных заведений, одна- ко в развитых странах 28 % преподавателей университетов – женщины; для развитых стран этот процент намного ниже: 10 % для Ганы и 18 % для Пакис- тана. Гендерное неравенство по-прежнему ярко выражено в таких странах как Уганда, Нигерия, Зимбабве, Танзания и Замбия. Управленческие должности в университетах этих стран также обычно за- нимают мужчины, которые не просто обладают силой принимать решения, но также имеют достаточно площадок для социального взаимодействия [8]. Было выявлено низкое присутствие женщин на должностях ректора, декана факуль- тета и профессора: 9 %, 17 % и 15 % соответственно [11, 12]. Такое положение дел лишает женщин стимулов даже подавать заявки на административные должности [9, 10]. С момента краха режима талибов в конце 2001 г. и до их возвращения к власти в августе 2021 г. при поддержке международного сообщества сектор образования в Афганистане добился значительных успехов; однако эти дости- жения в первую очередь отражались в «игре чисел»: количество детей, зачис- ленных в школы; количество нанятых учителей; количество построенных школ; количество напечатанных учебников; количество выпускников и т. д. Дискус- сии о качестве предоставляемого образования так и не были начаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=