Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 48 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Ю. А. Селезнева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Автор анализирует соотношение понятий патриотическое воспитание, социально-культурная деятельность, социально-культурная среда и социально-культурное формирование личности; рассматривает созданную в соавторстве с И. В. Осиповым программу патриотического воспитания «Россия в деталях», выделяя в качестве структурных элементов локальной социально-культурной среды реализации программы специально разработанный методический инструментарий – игровой комплект и интернет-портал «Россия в деталях». Ключевые слова: патриотическое воспитание, социокультурное формиро- вание личности, «Россия в деталях». Патриотическое воспитание – это «процесс, основывающийся на гражданст- венно-патриотических ценностях», ведущими идеями которого «являются идеи гуманизма в воспитании, идея единого человеческого рода» [6, с. 290], «созда- ние условий для реализации гражданской идентичности юношей и девушек» [4, с. 8] . Рассматривая патриотическое воспитание, как процесс овладевания пат- риотическими знаниями, формирования патриотических чувств и реализации патриотического поведения, будет целесообразным описать социокультурную среду для его осуществления. Поскольку формирование и развитие личности в целом реализуется в дея- тельности, логично будет предположить, что социокультурное формирование личности осуществляется в социально-культурной деятельности. А. Д. Жарков определяет такую деятельность, как форму «активного отношения к окружаю- щей среде, социуму, предполагающую ее целесообразное изменение и преобра- зование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможности для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей» [2, с. 18]. Раз- вивая это положение, Е. В. Швачко, М. Е. Дуранов подчеркивают, что социаль- но-культурную деятельность следует рассматривать «как основу формирова- ния мировоззренческой культуры и культуры социальных отношений личнос- ти» [7, с. 20], а Т. Н. Родевич уточняет, что «сферой реализации функций куль- туры, направленных на духовное формирование и социализацию личности» яв- ляется социально-культурная среда [5, с. 68]. Длительные наблюдения за деть- ми, подростками и молодежью в условиях семьи, учебных заведений, досуго- вой деятельности позволили нам сделать вывод о тенденции предпочтения под- растающим поколением online-среды, как комфортной и значимой для них со- циальной реальности. К сожалению, сужение развивающего пространства до экрана компьютера и мобильного телефона в течении нескольких лет неизбеж- но приводит к упусканию возможностей развития, прежде всего, сенсорного (развития «ручных навыков»), которое влечет за собой снижение темпов разви- тия психических познавательных процессов и эмоционального интеллекта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=