Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 354 тировать учебную деятельность младших школьников в максимально досто- верном интерактивном окружении и одновременно задавать доступный уровень сложности языкового материала с небольшим опережением для стимуляции ко- гнитивных усилий и повышения мотивации к освоению языка. Таким образом, подготовка учителя к иммерсивному обучению иностран- ному языку реализуется в поле пересечения трех основных компонентов: линг- вистики, лингводидактики и цифровых технологий, интегрированное освоение которых позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения на раннем этапе. В рамках лингвистического аспекта необходимо особое внимание уделять контрастивному анализу систем родного и изучаемого языка для продуктивно- го использования положительного переноса и опоры на имеющийся у учащихся лингвистический репертуар и опыт естественного освоения родного языка. От- бор материала, осуществляемый на основе тождественности языковых явлений на фонологическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, позволяет младшим школьниками с самых первых занятий без больших усилий воспринимать информацию, вступать в коммуникацию и одновременно разви- вать навык языковой догадки. В качестве примера приведем ряд интернациона- лизмов и заимствований, использование которых дает возможность создавать благоприятный языковой фон при обучении учащихся начальных классов ан- глийскому языку: class, telephone, soup, sport, start, finish, football и т. п. В курсе теории и методики обучения иностранному языку следует отвести достаточно времени для изучения когнитивных процессов, вовлеченных в усво- ение нового языка в условиях погружения в языковую среду посредством циф- ровых технологий. В частности, студенты должны иметь представление о ви- дах памяти (вербальной и зрительной), о понятиях кратковременной, рабочей и долговременной памяти, их объеме, а также последовательности когнитивных операций, обеспечивающих восприятие, переработку, удержание и извлечение информации на изучаемом языке. Данные знания позволяют повысить эф- фективность обучения иностранному языку за счет организации информации в устойчивые структурные единицы (chunks) как на лексическом, так и на син- таксическом уровне (расширение объема вербальной памяти) и объединения разрозненных признаков для описания схожих объектов (преодоление ограни- ченного объема зрительной памяти). Целенаправленное изучение цифровых технологий является, возможно, наиболее недооцененным аспектом в подготовке учителей иностранного языка. Практика показывает, что студенты устойчиво ассоциируют использование ИКТ в обучении иностранному языку с ограниченным набором цифровых ин- струментов визуализации и иммерсивности. Как правило, выбором студентов становятся презентации Power Point и интерактивные доски, а за рамками их внимания остаются возможности электронной образовательной среды с разно- образными встроенными механизмами организации совместной учебной дея- тельности и самостоятельной работы учащихся, мобильные приложения, игро- вые онлайн конструкторы, мультимедийные программы, подкасты, гипермедиа и другие цифровые ресурсы. В связи с этим одной из целей подготовки учителя

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=