Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 353 ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИММЕРСИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Л. Н. Полунина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматриваются ключевые компоненты профессио- нальных компетенций, формируемых в процессе подготовки студентов педагоги- ческих вузов к использованию иммерсивного подхода в обучении учащихся началь- ных классов иностранному языку. Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивный подход, раннее обучение иностранному языку, подготовка учителя. Основы иммерсивного подхода к обучению иностранному языку были за- ложены в 60-х годах ХХ века в лингводидактических исследованиях, которые обосновали отношение к изучаемому языку не только (и не столько) как к цели, но и как к средству обучения, познания и повседневной коммуникации в про- цессе совместной учебной деятельности [4]. Современные исследования под- тверждают, что учащиеся, осваивающие иностранный язык через погружение в языковую среду, быстрее достигают высокого уровня беглости за счет эмоци- ональной вовлеченности и усиления мотивации к использованию языка в раз- личных коммуникативных ситуациях [2]. Однако наибольшее количество по- следователей иммерсивный подход в языковом образовании приобрел среди ученых, поддерживающих гипотезу критического периода, согласно которой наиболее плодотворным («сенситивным») возрастом для полноценного освое- ния иностранного языка является период с рождения до достижения ребенком возраста 9–12 лет. Несмотря на отсутствие консенсуса в оценках данной кон- цепции, практика раннего обучения иностранным языкам показывает, что дети более успешно учатся языку интуитивно, через имитацию речи в процессе постоянной коммуникации подобно тому, как они осваивают родной язык [3]. Следует отметить, что если в ранних работах, посвященных иммерсивному обучению, ведущим условием успешного освоения иностранного языка было погружение учащихся в естественное языковое окружение, то с развитием циф- ровых технологий спектр доступных инструментов для целенаправленного конструирования лингвистической среды в соответствии с учебными задачами существенно расширился. В связи с этим определяющее значение приобрела подготовка учителя к осознанному креативному проектированию процесса раннего обучения иностранному языку с учетом особенностей иммерсивного подхода и потенциала цифровых технологий. Профессиональное становление учителя иностранного языка предполагает формирование интегрированного комплекса компетенций, обеспечивающих продуктивность процесса обучения и его соответствие образовательному стан- дарту. Иммерсивное обучение, прежде всего, требует от учителя умений проек-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=