Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 348 РОЛЬ И МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОМ ИНТЕГРИРОВАННОМ КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА А. С. Морская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В данной статье были затронуты важные темы, такие как роль и место художественной литературы в изучении английского языка. Нами были выдвинуты обоснования, почему так важно использовать аутентичные ху- дожественные тексты для развития важнейших компетенций и по каким крите- риям происходит отбор аутентичных материалов для предметно-интегрирован- ного курса английского языка. Ключевые слова: лексика, коммуникативная компетенция, языковая компе- тенция, речевая компетенция, активный/пассивный словарный запас. В последнее десятилетие, исходя из обширного списка научных работ, есть тенденция полгать, что одной из главных целей изучения английского языка является формирование коммуникативной компетенции. Современные методи- ки и учебники нацелены на развитие данной компетенции, охватывая все её со- ставляющие. Такой вид обучения как чтение художественной литературы ак- тивно используется при изучении языка и развитии необходимых компетенций, заявленных как важнейшие. Художественная литература является обширным каналом изучения новой лексики, которая и является базой для расширения словарного запаса и способствует дальнейшему использованию данного мате- риала в речи. Компетенция, о которой шла речь, коммуникативная, – это способность продуцировать речевую деятельность по средствам изучаемого языка в соот- ветствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятель- ности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в ре- чевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. В ее состав вхо- дят такие компетенции как языковая, речевая, социокультурная, социальная и стратегическая. Под языковой компетенцией понимается умение использовать языковые средства (фонетические, грамматические, лексические и др.) в процессе меж- культурной коммуникации. В то время как под речевой компетенцией понимается развитие навыков и умений речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение), а также овладение нормами речевого поведения и умение их использовать в си- туации межкультурной коммуникации. Использование художественного текста при обучении английскому языку способствует развитию как языковой, так и речевой компетенции, т. к. худо- жественный текст можно отнести к художественному стилю, который в свою очередь является самым эмоциональным, лексически наполненным и фан- тазийным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=