Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 345 СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНГЛИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-НЕОРОМАНТИКОВ А. С. Морская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Лексический навык – это совокупность процессов изучения и продуцирования слов, а также вызов подходящей в контексте лексики из долго- вой памяти. На наш взгляд, наилучшим способом расширения словарного запаса, изучения слов для дальнейшего использования их в контексте является чтение аутентичных художественных текстов. В данной статье мы рассмотрели критерии подбора текста на примере произведения писателя-неоромантика Р. Л. Стивенсона «Treasure Ireland». Ключевые слова: лексический навык, контекст, словарный запас, долговре- менная память, неоромантизм. Как мы знаем, лексика считается важнейшим компонентом двух видов ре- чевой деятельности: устной и письменной. В процессе развития навыка аудиро- вания, письма, чтения и говорения самой маленькой составной единицей явля- ется лексика – содержательная сторона нашей речи. По словам А. А. Леонтьева [5, с. 20], лексику можно обозначить как систему систем. Системность лек- сики объясняется тем, что слова могут существовать лишь в тесной взаимо- связи между собой в составе определенных словарных групп (семантические поля, цепочки, лексико-семантические и тематические группы, противопос- тавления и т. д.). Важнейшей задачей преподавателя можно считать процесс расширения знаний о языке, лексического запаса учащихся и лингвистического кругозора. Изучить новое слово, по словам И. Л. Бима, означает овладеть его значением, формой (звуковой и графической), уметь его употреблять в контексте [4, с. 164]. По итогу обучения должно происходить автоматизированное употреб- ление лексических единиц в соответствии с речевыми ситуациями. Автоматизированный процесс поиска нужной лексики и вызов её из долго- временной памяти и называется лексическим навыком. На наш взгляд одним из лучших способов пополнения словарного запаса, а также совокупному развитию важнейших лингвистических навыков является использование художественной литературы на уроках английского языка. И на то есть несколько причин. Это связано с тем, что художественный текст обла- дает рядом характеристик, которые позволяют использовать его в методических целях. Художественный текст используется для развития различных видов ре- чевых умений, повышает мотивацию за счет интересной работы с нескучным материалом. Болеет того, художественный текст содержит в себе культуроло- гическую информацию, отражает универсальные ценности, что нельзя не ис- пользовать в методике преподавания иностранных языков Использование художественного текста при обучении английскому языку способствует развитию важнейших умений и компетенций, т. к. художествен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=