Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 343 кого-либо признака. По мнению А. П. Чудинова, «метафора, основная менталь- ная операция, которая объединяет две понятийные сферы и создает возмож- ность использовать потенции структурирования сферы-источника при помощи новой сферы» [6, с. 248]. Данное определение относится к когнитивной лингви- стике, которая заинтересована в рассмотрении процесса метафоризации как процедуры обработки структур знаний, реализующихся во фреймах и сценари- ях, представляющих собой обобщенный опыт взаимодействия человека с окру- жающим миром, а именно с миром объектов и социумом, который отражается на языковом уровне в виде метафор. Существуют разные виды метафоры, но наиболее распространенными яв- ляются такие как простая (выраженная одним образом, например “a glass eye” как название видеокамеры), гиперболическая (основана на преувеличении, например: All days are nights to see till I see thee, And nights bright days when dreams do show thee me. (W. Shakespeare, Sonnet XLIII)), развернутая (состоит из нескольких слов, создающих единый образ, например: Lord of my love, to whom in vassalage, The merit hath my duty strongly knit, To thee I send this written embas- sage, To witness duty, not to show my wit. (W. Shakespeare. Sonnet XXVI)), компо- зиционная (реализуется на уровне текста, например: Дж. Джойса "Улисс", ро- ман Дж. Апдайка "Кентавр", пьеса О'Нила "Траур идет Электре". Как известно, метафора, как языковая единица, обладая определенными функциями, несет свою смысловую нагрузку в речи. В. К. Харченко выделяет следующие ее функции [5]: 1) номинативная функция, направлена на поддержание равновесия между необъяснимым и объяснимым, путем объяснения одного через другое. Напри- мер, описание черт характера человека: «он имел массу шероховатостей», т. е. обладал большим количеством недостатков; 2) информативная функция, направлена на целостную, панорамную пере- дачу образа; 3) мнемоническая функция, способствует лучшему запоминанию инфор- мации, которая, как правило, сочетается с объяснительной функцией в научно- популярной литературе, и с жанрообразующей в народных загадках, послови- цах, в литературных афоризмах и с эвристической функцией в философских концепциях и научных теориях; 4) текстообразующая функция, отражает свойства мотивированности и развернутости и направлена на отражение метафорической информации во всей ее полноте с учетом панорамности образа и значительным количеством вариаций его отражений; 5) жанрообразующая функция, способствует созданию определенного жанра, например, загадки: около кола золотая голова (подсолнух); 6) конспирирующая функция, имеет тенденцию к засекречиванию смысла. В рамках художественного текста происходит метафорическое кодирование, ко- торое подразумевает под собой процесс декодирования информации читателем; 7) игровая функция, подразумевает под собой игру слов, часто встречаю- щуюся в поговорках: «расти большой, да не будь лапшой; тянись верстой, да не будь простой;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=