Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 342 МЕТАФОРА В ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА С. А. Михеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В представленной статье речь идет о таком тропе, как ме- тафора, которая бывает разных видов и обладает различными функциями, направленными на создание определенного образа в голове читателя, формиро- вании определенного эмоционального отклика и способствующими более продук- тивному запоминанию информации. Ключевые слова: риторический троп, метафора, художественный текст, средство выразительности. Художественный текст, как известно, обладает экстенсиальной функцией, которая расширяет и изменяет значение языковых знаков с целью повышения убедительности речи. В процессе образования новых знаков большую роль иг- рают риторические тропы, которые совмещают означающее одного с означае- мым другого, может быть записано с помощью следующей формулы: «означа- ющее знака А + означаемое знака В = троп С» [4, с. 111]. По своей природе и структуре, а также механизму создания образов, тропы различны. Р. Якобсон называет их фигурами речи, которые включают в себя различные средства вы- разительности, такие как метафора, метонимия, синекдоха и др [8]. Средства выразительности, представленные в художественных текстах, направленны на выражение образности речи и представляют собой механизм привлечения внимания читателя с целью получения его эмоционального отклика. Одним из таких средств является метафора, которая является предметом изучения многих отраслей науки. Стилистика рассматривает ее в качестве разнoвидности тропа, лексикология как источник новых значений слов, прагматика как вид рече- вого употребления, психолингвистика и психология как механизм и объект интер- претации использования в речи, когнитивная лингвистика в качестве рассмотре- ния процесса концептуализации одной мыслительной сферы в терминах другой, благодаря такой мыслительной операции как проецирование. Метафора – это скрытое сравнение, осуществляемое путем применения названия одного предмета к другому и выявляющее таким образом какую- нибудь важную черту второго [1, с. 124]. Например, “You`ve seen hippos with their mouths open and bright little birds pecking away between their teeth like dis- traught dental hygienists” [7, p. 3]. В представленном примере маленькие птички сравниваются с сумасшедшими стоматологами-гигиенистами, которые чистят поверхность зубов, скрупулезно осматривая ротовую полость. Обычные птички в данном контексте приобретают новое качество, которое свойственно профес- сионалам в мире людей. На основе определения метафоры в рамках стилисти- ки – декодирования И. В. Арнольд мы можем сделать вывод о том, что метафора – это сжатое сравнение, состоящее в переносе значения одного объекта (или класса объектов) на другой объект (или класс объектов) на основе сходства ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=