Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 340 реципиентов разного уровня образования и социального положения. Проанали- зировав 15 статей данного издания, объединенных общностью тем «Наука», «Технологии», «Природа», «Космос», «Социальные проблемы», можно сделать выводы о преобладающих средствах репрезентации экспрессивности синтакси- ческого уровня. Наиболее распространенными приемами воздействия на адре- сата, характерными для анализируемого журнала, выступают: 1. Синтаксический параллелизм ( Perhaps they're criminals. Perhaps they're sociopaths [3] ), используемый для описания события с разных сторон, дополне- ния текста фактами разного плана в лаконичном формате, не отрывая внимание читателя от общего повествования. 2. Парентетическое внесение, представленное, в основном, вставными кон- струкциями ( And though Sal and Eric – who have been doing this work for 15 and four years respectively – pursue their quarry from one camera to the next with hum- drum efficiency [3] ), создающими вторичный плана повествования, благодаря которому читателю предоставляется дополнительная информация, передается авторская точка зрения или сообщаются факты, способствующие раскрытию содержания сложного научного понятия или явления. 3. Обособление, нарушающее синтаксический строй предложения и выра- жающееся как вынесением причастных оборотов в сильную позицию ( Born to a poor family in the Gaza Strip, Ajrami studied nursing because it was all the could af- ford [4] ), так и употреблением абсолютных причастных конструкций ( … the dwarf planet has revolved beyond reach, its frosty surface a blurred mystery that even the most powerful telescopes can't bring into focus [2] ). Данные приемы направлены на акцентуацию внимания читателей, выделение ключевых осо- бенностей предмета. 4. Инверсия ( Facing the men is an immense display with 16 screens [3] ), благо- даря которой автор акцентирует внимание читателя на ключевых моментах, влияющих на понимание и восприятие предоставляемой информации. 5. Расщепленное предложение ( …the only thing they can say for sure is that Pluto promises to be a surprise [2] ), структура которого позволяет выделить ос- новные элементы высказывания, влияющие на общее понимание событий и об- легчающие восприятие сложной научной информации. 6. Парцелляция, максимально приближающая повествование к диалогу между читателем и автором ( Planet's marketing team spends its days gazing at photographs, imagining an interested party somewhere out there. An insurance com- pany wanting to track flood damage to homes in the Midwest. A researcher in Ord- way seeking evidence of glaciers eroding [3] ) и перераспределяющая информатив- ную нагрузку предложения. 7. Различные виды повторов, среди которых выделяются позиционно- лексический повтор ( Our smartphones, our Internet searches, and our social media accounts are giving away our secrets [3] ), перечисление однородных членов ( They wept, hugged, and prayed [4] ), используемые для описания событий и предметов с разных точек зрения, направленные на формирование у читателей комплекс- ного представления описываемой проблемы и создание определенного темпа повествования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=