Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 34 Анджайя считает, что цифровая грамотность – это процесс преподавания и изучения технологий и их использования. Это способность использовать ин- формационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующая как когнитивных, так и технических навы- ков. Это способность понимать и использовать информацию в различных фор- матах из широкого спектра источников, когда она представлена с помощью компьютеров [4]. Концепция цифровой грамотности была признана эффективным инстру- ментом для описания и измерения типа навыков, в которых разные группы лю- дей различаются в зависимости от определенных структурных и контекстуаль- ных переменных (например, пол, раса, социально-экономический уровень, до- ход, место происхождения). Эта концепция постепенно приобретает все боль- шую актуальность, поскольку наличие навыков правильного использования компьютеров и Интернета являются важными требованиями для получения до- пуска к различным образовательным программам, а также для получения дос- тупа к рынку труда. В этом отношении компьютерная грамотность, по-ви- димому, положительно связана с социальной активностью и успеваемостью в школе, математическими и языковыми навыками, успехом в поиске работы и почасовой оплатой труда. Стейерт представили концепцию цифровых навыков как последователь- ность трех общих типов навыков. Стейерт различает инструментальные навыки (оперативное манипулирование технологией), структурные навыки (структу- ра, в которой содержится информация) и стратегические навыки (базовая го- товность к активному поиску информации, принятию решений на основе ин- формации и сканированию окружающей среды в поисках соответствующей информации) [5]. Однако, Ван Дейк и Хакер разработали и изменили это концептуальное определение, чтобы различать операционные навыки (управление компьютер- ным и сетевым оборудованием и программным обеспечением), формальные информационные навыки (способность понимать, отбирать, оценивать и обра- батывать информацию), существенные информационные навыки (способность находить, выберите, обрабатывать и оценивать информацию из конкретных ис- точников компьютеров и сетей в соответствии с конкретными вопросами и по- требностями) и стратегические навыки (способность использовать эти источни- ки в качестве средства для достижения конкретных целей и для общей цели улучшения своего положения в обществе) [2]. Следовательно, следует разли- чать технические/операционные аспекты цифровых навыков, необходимых для работы с компьютером и браузером, и информационные аспекты, связанные со способностью выбирать, оценивать и повторно использовать информацию. Считается, что люди с более высоким уровнем цифровой грамотности мо- гут более эффективно общаться и выполнять свою работу. Это происходит в связи с тем, что люди, обладающие цифровой грамотностью, находят смысл в цифровой информации и используют ее, они демонстрируют такие характе- ристики, как культурное и социальное взаимопонимание, сотрудничество, спо- собность находить и отбирать информацию, эффективное общение, электрон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=