Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 326 Рис. 1. Представление грамматического материала по теме «Past perfect simple vs past perfect continuous» 2. Необходимо помнить, что обучение грамматике не может ограничивать- ся объяснением и заучиванием грамматических правил. Изучаемые граммати- ческие явления должны быть гармонично «встроены» в задания, предполагаю- щие письмо, чтение, аудирование и говорение. 3. Обучение грамматике с применением коммуникативной методики пред- полагает применение заданий, мотивирующих учащихся делать устные выска- зывания (с опорами или без них), слушать собеседника/одногруппников, всту- пать в дискуссии и т. д. Такие упражнения имеют реальные цели: добыть ин- формацию, убедить кого-то в чем-то, рассказать о себе, т. е. смоделировать максимально приближенные к реальной жизни условия, в которых происходит процесс коммуникации. Даже когда урок направлен на развитие навыков чте- ния или письма, коммуникативная деятельность должна быть интегрирована в урок. В упражнении на рис. 2 учащимся необходимо найти в группе людей, которые когда-либо совершали то или иное действие, расспрашивая товари- щей, и отчитаться о результатах опроса: что они узнали, что их удивило и т. д. В своих вопросах и ответах учащиеся используют видовременные формы гла- голов present simple и present perfect continuous. 4. На рис. 3 представлено соревновательное упражнение на применение в устной речи прошедшего времени модальных глаголов с формами перфектно- го инфинитива (have + причастие прошедшего времени) для построения пред- положений о степени возможности или невозможности какого-либо действия в прошлом [4]. Каждой паре учащихся учитель дает набор карточек, описыва- ющих завязку события в прошлом и его развязку. Одному из учащихся необхо- димо выдвинуть предположение о том, что могло произойти с героями, опира- ясь на предложенную схему. Второй учащийся представляет контраргумент и свое предположение по схеме. Игрок, выдвинувший наибольшее количество аргументов, выигрывает. Подобное задание помогает смоделировать реальную коммуникативную ситуацию – спор о том, что могло или не могло произойти в прошлом, отстаивание своей точки зрения, приведение доводов в защиту сво- его мнения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=