Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 325 ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ВИДОВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ Л. В. Калинина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения студентов языковых ву- зов видовременным формам английского глагола с использованием коммуника- тивной методики. Описывается место коммуникативного подхода в методике обучения иностранным языкам, приводится определение понятия «коммуника- тивный подход», перечисляются его основные принципы. Представлены примеры упражнений в рамках темы исследования. Ключевые слова: коммуникативный метод, коммуникативная методика, обучение грамматике английского языка, видовременные формы глагола. На рубеже XX и XXI веков в научно-методических дискуссиях об обуче- нии иностранному языку доминирует понятие «коммуникация» и его различ- ные производные, такие как «коммуникативное обучение языку» (CLT – communicative language teaching) и «коммуникативная методика» [3]. Е. И. Пассов, представитель коммуникативного метода обучения в отечест- венной методике, считал, что коммуникативность состоит в такой организации обучения, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно ес- тественному процессу общения [1. Нина Спада и Пэтси М. Лайтбаун в своей книге “How languages are learned” определяют CLT следующим образом: CLT основан на предположе- нии, что успешное изучение языка включает в себя не только знание структур и форм языка, но также функций и цели, которым язык служит в различных коммуникативных условиях. Этот подход к обучению делает акцент на переда- че смысла, а не на практике и оперировании грамматическими формами [2]. Коммуникативный подход в обучении грамматике предполагает соблюде- ние ряда принципов, которые обеспечивают успех его применения. Среди них можно выделить следующие. 1. Введение нового грамматического материала осуществляется не с по- мощью демонстрации изолированных конструкций или предложений, а пред- ставляется в рамках коммуникативной ситуации. При этом предполагается, что обучающиеся должны самостоятельно распознать новое грамматическое явле- ние и выделить его функции. Например, на уроке, посвященном временам past perfect и past perfect continuous, учитель может продемонстрировать слайд (рис. 1), на котором представлены реплики из беседы-обсуждения текущих событий в общественной жизни, содержащие изучаемые видовременные формы глагола. Учащиеся читают текст, идентифицируют грамматические конструкции, отве- чают на уточняющие вопросы учителя: Please, read the description. You can no- tice the highlighted grammar construction. What tense is it? Is the action completed? Was it in a process? Do we focus on duration or on result here? What words do we use here to show the duration?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=