Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 322 СЛЕНГ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С. В. Каверина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья представляет собой описание результатов началь- ного этапа эксперимента по разработке и применению пособия по обучению ан- глоязычной сленговой лексике в рамках освоения дисциплины «Иностранный язык». Сленг рассматривается как эффективный фактор мотивации обучаю- щихся по изучению английского языка в вузе, обеспечивающий всестороннее раз- витие будущего специалиста и его успешное становление в качестве поликуль- турной личности в межъязыковой коммуникации межкультурного контекста современности. Ключевые слова: мотивация, деятельность, студент, языковой вуз, линг- вокультура, поликультурная личность, иноязычная компетенция, сленг, сленгизм. Мотивация как побуждение организма к выполнению какой-либо целена- правленной деятельности положена в основу освоения любой учебной дисци- плины. Уровень мотивации напрямую влияет на качество выполнения деятель- ности и её результаты, поскольку любая активность человека связана с его лич- ными потребностями и мотивами. Изучение иностранных языков не является исключением в мотивационном аспекте – считается, что данная область научного знания требует особой тща- тельности в формировании познавательной мотивации, поскольку освоение того или иного языка есть целенаправленный системный процесс, подразумевающий формирование и развитие не только базовых умений и навыков, но и усвоение культурных особенностей – знакомство с новой лингвокультурой [1, с. 46]. Студенты языковых вузов (факультетов) являются особой категорией обу- чающихся, поскольку они овладевают основами межъязыковой и межкультур- ной коммуникации. При обучении в языковом вузе главным компонентом дея- тельности обучающихся становится непосредственно изучение иностранного языка в многоаспектной перспективе – как комплекса умений и навыков, со- ставляющих коммуникативную компетенцию; как системы различных функци- ональных стилей, дискурсов и т. д.; как совокупности экстралингвистических знаний о культуре, обществе, менталитете носителей языка. Все перечисленные выше аспекты процесса овладения иностранным языков обеспечивают форми- рование иноязычной компетенции, которая, будучи одной из основных целей обучения иностранным языкам, является не только показателем эффективности работы обучающихся, но и обязательным условием успешности и востребован- ности студента как будущего специалиста в сфере межкультурной иноязычной коммуникации. В своем исследовании мы фокусируемся в основном на лексической сос- тавляющей обучения иностранным языкам в языковом вузе – на развитии лек- сического навыка. Методика обучения предмету предписывает работу с нейт-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=