Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 320 чиями, и общего количества слов в нем. По этому параметру энциклопедиче- ский, научный и учебный текст значительно отличаются от художественного. Индекс удобочитаемости [12] используется для оценки сложности его понима- ния разными группами людей в зависимости от их возраста и образования. По этому параметру энциклопедический текст оценивается как предназначен- ный для студентов вузов и людей с законченным высшим образованием, науч- ный текст – для профессионалов в той или иной сфере науки, учебный текст оказался довольно сложным для восприятия, значительно сложнее энциклопе- дического текста, а текст художественного произведения, наоборот, простым, подходящим для детей 9–11-летнего возраста. По среднему количеству слов в предложении энциклопедический текст значительно отличается от научного, учебного и художественного – слов в одном предложении гораздо больше, что, вероятно, объясняется необходимостью представить максимально большое ко- личество информации в текстах энциклопедической литературы. Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что энциклопедиче- ские тексты, посвящённые Серебряному веку русской культуры, представлены семантическими полями «искусство», «эпоха», «инновация», «символизм», «поэзия», «русский», «мир», включают разнородные лексические единицы, се- мантически подчиненные тематике текста, с высокой лексической плотностью, высоким индексом удобочитаемости и большим количествам слов в предложе- нии. Такие тексты сложно читать и понимать, что определяет их целевую ауди- торию как студентов вузов и людей с высшим образованием. Литература 1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М. : КомКнига, 2007. 2. Нечепоренко Н. М. Энциклопедическая статья как особый тип текста [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. – 2009. – № 2(30). – С. 83–88. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12966947 (дата обращения: 17.11.2022). 3. Нечепоренко Н. М. Энциклопедический текст как итог процессов науч- ной концептуализации и категоризации [Электронный ресурс] // Lingua Mobilis. – 2010. – № 4(23). – С. 43–49. – URL: https://linguamobilis.ucoz.ru/23.pdf (дата об- ращения: 20.11.2022). 4. Плохая Е. Е. Вторичность как прагматический параметр энциклопедиче- ского текста // Изоморфные и алломорфные признаки языковых систем. – Став- рополь : Параграф, 2019. – С. 230–235. 5. Плохая Е. Е. Взаимодействие научной и наивной картин мира в процессе аппроксимации когнитивной информации в энциклопедических текстах [Элек- тронный ресурс] // Межкультурные коммуникации: русский язык в совре- менном измерении. – Симферополь : КФУ, 2020. – С. 111–112. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44189591 (дата обращения: 22.11.2022). 6. Хомутова Т. Н. Научный текст: теоретические основы интегрального подхода : автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 2010. 7. Яковлев Д. И., Хомутова Т. Н. Локальный энциклопедический дискурс г. Челябинска: история и современность [Электронный ресурс] // Теоретическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=