Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 31 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Г. Е. Крылов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья носит обзорный характер и обобщенно освещает ос- новные и наиболее часто применяемые в образовательном процессе типы инно- вационных технологий. Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, образование. Современная система образования характеризуется постоянной динамич- ностью. Процесс информатизации общества заставляет систему образования модернизировать, адаптировать процесс обучения под реальную картину мира. Сегодняшнее образование тесно связано с интернет-пространством. Объем дис- танционного обучения в системе образования в мире достигает 40 % [3, с. 104]. Представим краткий обзор основных типов информационных технологий. Дистанционное обучение в России регламентируется Федеральным зако- ном от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и определяет его как «…организация образовательной деятельности с примене- нием содержащейся в базах данных и используемой при реализации образова- тельных программ информации и обеспечивающих ее обработку информаци- онных технологий, технических средств, а также информационно-телекомму- никационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной ин- формации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2]. Дистанционные образовательные технологии понимаются как опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога с использованием ИКТ. В процессе дистанционного обучения, всеми его участниками используют- ся основные типы информационных технологий:  электронная почта (позволяет оптимизировать межсубъектную комму- никацию педагога и обучающегося, сохраняет весь полученный и отправлен- ный материал, предоставляет возможность определить активность обучающе- гося) [1, с. 38];  телеконференция (позволяет организовать дискуссию между обучающи- мися, где педагог обозначает тему и выступает в роли модератора конференции);  пересылка данных / FTR-серверы (позволяет осуществлять передачу файлов большого размера, который размещен в облачном пространстве);  гипертекстовая среда / WWW-серверы (позволяет разместить и структу- рировать учебный материал дисциплины в виде гиперссылок);  ресурсы мировой сети Internet (позволяет в процессе обучения использо- вать иллюстративный и справочный материал);  видеоконференции (позволяет в режиме реального время проводить за- нятия с обучающимися и является наиболее приближенным к реальному про- цессу обучения, т. к. все его участники видят и слышат друг друга) [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=