Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 309 редь, только добавляет определённые ассоциации или даже ассоциативный ряд, не связанные со значением лексемы напрямую. Выделяются четыре значимых этапа в процессе запоминания по мнемоте- хике. Первый этап: кодирование. Для более легкого запоминания информация должна быть представлена в виде простых зрительных образов. Запомненные зрительной памятью, при вспоминании зрительные образы снова и снова отсы- лают к исходным лексическим единицам. Второй этап: совмещение образов. В целях закрепления той или иной ин- формации в памяти, необходимо зрительные образы соединить с искусственной ассоциацией. Таким образом происходит фиксация взаимосвязей между обра- зом и ассоциацией. Впоследствии один из образов может вызвать всю ассоциа- цию при обращении к нему. При запоминании работает мышление, как основ- ной когнитивный процесс, которое и совмещает образ и таргетированную ин- формацию. В момент создания ассоциации могут создаваться и соединяться только два зрительных образа. Третий этап: запоминание последовательности ассоциаций, т. е. ассоциа- тивного ряда. Каждая ассоциация содержит в себе конкретные сведения о запо- минаемом объекте. Упорядоченное воспроизведение позволит в точности вос- производить нужную информацию. Четвертый этап: закрепление в памяти. Производится с помощью много- кратного осознанного повторения ассоциаций вкупе с запоминаемой информа- цией. При условии однократного повторения большая часть запоминаемой ин- формации исчезает из памяти, следовательно, длительность сохранения инфор- мации зависит от количества осмысленных повторений [2]. На практике установлено, что не следует создавать слишком тривиальные ассоциативные образы, т. к. очевидно, что они будут теряться в памяти доста- точно быстро в силу их простоты и ординарности. Образы должны быть круп- ными, но не огромными. Также для многих будет удобно наделять зрительные образы цветом. Детальное «рассмотрение» образов поможет четко видеть ассо- циацию и запоминаемую информацию. Самые легкие образы для запоминания те, которые имеют физическую воплощенность, например, дом, телефон, стул, книга, дерево и т. п. Существует много методов запоминания: буквенный код, система Шед, со- звучие, дворец памяти и т. п. [3]. Обратимся к некоторым из них. Метод фонетических ассоциаций состоит в том, что преподавателем осу- ществляется подбор похожего по звучанию слова из родного языка к запомина- емому слову, тем самым создается яркий запоминаемый образ. Несмотря на предложение преподавателя, обучающийся может сам придумать образ, кото- рый ему будет помогать для установления ассоциаций и даже поделиться этим с другими в группе. Приведем пример с использованием метода фонетических ассоциаций при работе с некоторыми лексическими единицами:  Boot [buːt] – ботинок. Я оБУТ в новые ботинки. В этом случае созвучие звуков [bu:t] и [бут] помогают воспроизвести слово фонетически, а образ новых ботинок – напомнить перевод слова. Мы предлагаем по приведенной выше схеме следующие слова для запоминания:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=