Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 308 СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ Т. В. Дроздова, П. С. Богомолова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматривается понятие мнемотехники как метода запоминания информации, механизмы ее функционирования и эффективность в процессе обучения иностранному языку. Предлагаются различные приёмы и наглядные примеры для реализации мнемотехники в учебный процесс на уроке английского языка для ускоренного запоминания новых лексических единиц. Ключевые слова: обучение иностранному языку, обучение иноязычной лек- сике, мнемотехника, мнемоника, запоминание, ассоциация. В условиях глобализации в современном мире существует тенденция к изучению иностранных языков. Одной из самых ключевых сфер в процессе овладения и обучения иностранному языку является раздел лексики. Для со- вершения успешной коммуникации на иностранном языке требуется запомина- ние значительного количества лексических единиц различных уровней и типов, следовательно, необходима хорошая память, но немногие могут запоминать как кластеры лексических единиц, так и отдельные лексические единицы быстро и эффективно, т. е. сохраняя в долгосрочной памяти и воспроизводя их в необхо- димый момент в различных ситуациях устной или письменной коммуникации. МНЕМОНИКА, МНЕМОТЕХНИКА – от греч. mnernonikon – искусство запоминания) – совокупность приемов, имеющих целью облегчить запомина- ние возможно большего числа сведений, фактов; основана на законах ассоциа- ции [1]. Мнемотехника, основываясь на естественных механизмах памяти, поз- воляет вводить новые понятия, а затем эффективно вспоминать и воспроизво- дить их, постепенно выводя из пассивного словарного запаса в активный. Процесс запоминания и воспроизведения материала может носить произ- вольный и непроизвольный характер. При непроизвольном (непреднамерен- ном) запоминании данный процесс характеризуется, прежде всего, автоматиз- мом, т. е. усвоение происходит без усилий со стороны запоминающего. Произ- вольное (намеренное) запоминание включает в себя действие со стороны запо- минающего, он ставит перед собой определённую мнемическую задачу и уси- лием воли включается в процесс запоминания. Как правило, лучше усваивается тот материал, который является объектом внимания человека, так как запоми- нание ведется осознанным путем, следовательно, производится работа с мате- риалом, что улучшает его понимание. Мнемотехника основывается на непроиз- вольном запоминании. Основной когнитивной составляющей при реализации мнемотехники яв- ляется так называемое связывание образов с данной лексической единицей или с её значением/ значениями. Очевидно, что каждое слово в сознании человека порождает ассоциации, связанные с его значением, мнемотехника, в свою оче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=