Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 301 щий значительному улучшению качества организации образовательного про- цесса, который отвечает запросам молодого поколения о получении образова- ния в условиях повсеместной цифровизации [1, с. 98]. В настоящее время в рос- сийских вузах успешно функционируют чат-боты, основной задачей которых выступает доведение до студентов организационной и методической информа- ции, например, по порядку написания и защиты исследовательских работ, рефе- ратов, курсовой или дипломной работы, прохождения практики и т. д. [4, с. 172]. Помимо чат-ботов, обеспечивающих администрирование образовательного процесса, существуют виртуальные ассистенты непосредственно для обучения: они организуют работу со словарями, помогают осуществлять поиск необхо- димой информации, используются для проверки знаний, а также поддержи- вают интерес к предмету за счёт включения в учебный процесс элементов гей- мификации [1]. В условиях языкового обучения можно выделить следующие основные преимущества использования чат-ботов: они обеспечивают возможность осу- ществлять индивидуальный подход к обучающимся, охватывая при этом большое количество студентов, поскольку пользователь не привязан локаль- но, он может пользоваться чат-ботом в любое удобное для него время. Кроме того, чат-боты позволяют избежать психологического барьера, с которым часто сталкиваются обучающиеся при изучении иностранного языка. Благодаря вир- туальному ассистенту студент не теряется, не испытывает психологического дискомфорта, как при общении с живым собеседником, не боится допус- тить ошибку [2]. В статье Л. С.Патрушевой приводятся чат-боты, наиболее часто исполь- зу емые в процессе преподавания русского языка как иностранного. На наш взгляд, опыт исследователя может быть успешно применен и при обучении другим иностранным языкам. Чат-бот-ChatMaster запускается преподавателем, который инициирует об- щение, диалог. В приложении имеется набор речевых конструкций, благодаря чему обеспечивается возможность отрабатывать навыки устной речи. Чат-бот Mondly может быть успешно интегрирован в учебный процесс по иностранным языкам после изучения лексики и выполнения тренировочных упражнений с целью закрепления изученного языкового материала (лексики, речевых шаблонов) и проверки качества усвоения знаний. Голосовой виртуальный помощник «Алиса» также может быть успешно включен в учебный процесс по иностранному языку. Помощник позволяет найти устный и письменный ответ на сформулированный студентом вопрос: тем самым происходит отработка изученного лексического и грамматического материала в устной и письменной формах, развитие навыков чтения и аудиро- вания. Кроме того, на базе «Алисы» возможна организация разговора на раз- личные темы обиходного характера [5]. Таким образом, включение чат-ботов в учебный процесс по иностранному языку в условиях высшего учебного заведения открывает перед участниками этого процесса новые перспективы и возможности. Существующие в настоящее время чат-боты позволят преподавателю решать важные задачи по отработке

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=