Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 300 ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Л. П. Давыдова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена рассмотрению лингводидактического по- тенциала чат-ботов в процессе обучения иностранному языку в высшем учебном заведении. Автор описывает возможные пути включения чат-ботов в образо- вательный процесс, выделяет преимущества использования данного средства в обучении иностранному языку. Ключевые слова: обучение иностранному языку, обучение в вузе, чат-бот, лингводидактика, высшее учебное заведение. В настоящее время, в условиях бурного развития технологий, человек всё больше использует различие цифровые решения в разных областях жизнедея- тельности. И сфера высшего образования не является в этом смысле исключе- нием. Традиционные приёмы и методы обучения гармонично и эффективно до- полняются и расширяются за счёт включения в образовательный процесс ин- формационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одним из современных направлений интеграции ИКТ выступает использование чат-ботов, то есть компьютерных программ, которые распознают естественный язык и осуществ- ляют обратную связь в текстовом или голосовом формате. Изначально они задумывались как новый интерфейс, главной функциональной задачей кото- рого была замена или дополнение приложения или веб-сайта за счёт обеспече- ния пользователей возможностью напрямую взаимодействовать со службой поддержки через чат. Основным преимуществом чат-ботов признаётся легкость в их установке и использовании, а также высокая доступность для пользова- телей, поскольку сегодня практически все крупные мобильные платформы имеют чат-боты. Практика показывает, что чат-боты могут быть эффективно интегрированы в образовательный процесс вузов и обеспечивают необходимые условия для получения и закрепления студентами знаний по изучаемым дисциплинам, а также для проверки их усвоения. Имеющиеся на данный момент исследования подтверждают эффектив- ность включения чат-ботов в образовательный процесс. Особо отмечается тот факт, что участники экспериментов не заметили значительных различий между использованием чат-ботов и восприятия информации от лектора. Кроме того, результаты исследований указывают на то, что уровень усвоения знаний сопо- ставим или даже несколько выше у тех студентов, которые усваивали инфор- мацию через боты [3, с. 151]. Чат-бот рассматривается исследователями А. С. Аристовой, Ю. С. Безно- сюк, П. К. Ведикер, Н. Е. Воронович как полезный инструмент, способствую-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=