Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 29 О недостаточной сформированности когнитивного компонента ЛС у боль- шинства испытуемых можно судить по преобладающей неоптимальной само- оценке своих качеств в межличностных отношениях, поведении, деятельности и проявлении чувств. Эта неоптимальность объясняется либо излишней кри- тичностью к себе, либо идеализацией себя (переоценкой). Выявленные особенности позволили разработать и реализовать коррек- ционно-развивающая программу, направленную на развитие компонентов личностной саморегуляции у студентов с инвалидностью в образовательной среде вуза. При ее реализации мы использовали следующие общие тренинговые мето- ды:  тематические групповые дискуссии, так как совместное обсуждение спорных вопросов дает возможность прояснить и повлиять, при необходимо- сти, на позиции и установки участников группы, кроме того, им предоставляет- ся возможность увидеть проблему с различных сторон;  ролевые игры применялись как инструмент диагностики и самодиагно- стики, позволяющий обнаружить наличие отклонений в личностной саморегу- ляции студента; также в игре приобретаются навыки оптимального взаимодей- ствия с другими людьми, тренируются коммуникативные умения и способы по- ведения;  методы, направленные на развитие социальной перцепции, которые об- легчают восприятие, понимание и оценку других людей и себя, благодаря им приобретаются навыки рефлексии, смысловой интерпретации и оценивания объекта восприятия, а также саморегуляции. Для оценки достоверности эффективности коррекционно-развивающей ра- боты по развитию личностной саморегуляции у студентов с инвалидностью, нами был использован статистический анализ с помощью критерия Т-Вил- коксона (таблица 1). Таблица 1 Статистический анализ результатов коррекционно-развивающей работы Исследуемые параметры компонентов ЛС Среднее значение в группе «до» коррекции Среднее значение в группе «после» коррекции Уровень значимости Планирование 3,4 4,8 0,059 Моделирование 3,4 5,4 0,059 Программирование 3,4 5,8 0,038* Оценка результатов 3,4 5,6 0,041* Гибкость 4,0 6,2 0,041* Самостоятельность 3,2 4,6 0,059 Общий уровень саморегуляции 20,8 32,4 0,043* Коммуникативный контроль 2,4 5,2 0,041* Волевая регуляция 9,2 14,0 0,042* Настойчивость 4,0 6,8 0,042* Самообладание 5,2 7,2 0,102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=