Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 28 Методы исследования. На основе понимания такой структуры личност- ной саморегуляции на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого было проведено экспе- риментальное исследование, в котором приняли участие 12 студентов в воз- расте 18–22 лет с инвалидностью. В качестве диагностического инструмента- рия использовались: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой; методика «Исследование волевой саморегуляции» Е. В. Эйд- мана, А. Г. Зверькова. Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке 1 графически представлены результаты констатирующего этапа работы (исследование прове- дено с участием О. А. Перфильевой) [2]. Анализ полученных данных по кона- тивному компоненту ЛС показал, что у студентов с инвалидностью уровень общей саморегуляции невысокий, недостаточно развиты такие компоненты как планирование, моделирование, программирование, оценка результатов. Сту- дентов характеризует низкий коммуникативный контроль, что говорит о труд- ностях саморегуляции в процессе общения, в частности – несдержанность эмо- циональных проявлений, малая гибкость поведения, нежелание изменяться в зависимости от ситуации, но при этом присутствует искренность и готовность к самораскрытию в диалоге. Рис. 1. Развитие компонентов личностной саморегуляции у студентов с инвалидностью Изучение эмоционально-волевой компоненты выявило следующее: боль- шинству студентов с инвалидностью свойственна ранимость, эмоциональная неустойчивость, завышенный или заниженный уровень самопринятия, само- уважения, саморуководства и аутосимпатии, что проявляется либо в неуверен- ности, неверии в свои способности, либо в излишне высоком мнении о себе. 0%10%20%30%40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Уровни развития компонентов личностной саморегуляции Высокий Средний Низкий Завышенный (Зав) Заниженный (Зан) Норма Оптимальный (Опт) Неоптимальный (неопт) Количество студентов в %

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=