Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 278 ПРОБЛЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОДА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ Ю. Н. Антюфеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена изучению понятия «переключение кода», его особенностям и функциям в процессе освоения иностранного языка в школе в рамках интегрированного предметно-языкового обучения Ключевые слова: интегрированное предметно-языковое обучение, переклю- чение кодов, контекстуализация. Термин «интегрированное предметно-языковое обучение» (CLIL) в настоя- щее время является наиболее часто используемым в рамках толкования мето- дических основ обучения иностранному языку, поскольку акцент, в данном случае, смещен не столько на изучение языка, сколько на содержании, которое передается через язык. Одним из очень важных аспектов подхода CLIL являет- ся переключение кодов, которое заслуживает особого внимания. Его новизна и актуальность заключаются в том, что содержание занятий по иностранному языку перекликается с профильными предметами, такими как, математика, биология, географии, история. Переключение кода, или другими словами, использование более чем одно- го языка в разговоре, является повседневной практикой для большей части населения мира и представляет собой весьма сложный феномен. Такой формат переключения кодов еще в 60-70х годах был описан и представлен в работах по этнографической лингвистике, а позднее и в работах по социолингвистике. Переключение кодов, понимается большинством ученых как вполне есте- ственное лингвистическое поведение, возникновение которого доказывает тот факт, что языки не воспринимаются сознанием изучающих их, как некие ста- тичные единицы, на самом деле родной язык и изучаемый язык взаимосвязаны и естественно взаимодействуют друг с другом в процессе изучения того или иного иностранного языка. В лингвистическом аспекте, переключение кода подразумевает некую прак- тику выбора или изменения языковых элементов для контекстуализации речи в момент коммуникации. Такая контекстуализация в какой-то мере отражает определенные дискурсивные параметры, такие как выбор необходимого речево- го оборота или грамматической структуры, или же поиск релевантной информа- ции, включающей знания об обществе и различных культурных нюансах. Многие методисты утверждают, что феномен переключения кодов в про- цессе изучения иностранного языка в школе абсолютно актуален и для подхо- да CLIL. Данное явление наглядно демонстрирует следующие особенности и функции, а именно:  лингвистическую неуверенность, которую могут испытывать не только учащиеся, но и учителя при передаче новых понятий;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=