Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 270 ное. Безусловно, здесь пока сложно говорить о полном и объективном освеще- нии данного вопроса, так как сами инструменты измерения качества чтения с экрана недостаточно описаны, не имеют спецификации. Современный обучающийся стремится максимально визуализировать по- лучаемую информацию. Ему удобно пользоваться смайликами, эмодзи, исполь- зовать гифки, чтобы адекватно передать собственные мысли и чувства. Читая цифровой текст, обучающийся предпочитает небольшой объем материала, руб- рикацию, позволяющую быстро вычленить главное, графические маркеры. Для качественного освоения учебных дисциплин необходимо не только читать текст учебника, но и использовать дополнительную специальную ли- тературу, в частности научно-публицистические статьи. Эти тексты сегодня должны стать неотъемлемой составляющей учебного процесса, так как они способствуют формированию и распространению научных представлений, по- вышают интеллектуальный и культурный уровень обучающихся. Такие тексты имеют определенные стилистические характеристики, среди которых насы- щенность терминологическими единицами, стандартизированность фразы, сложный синтаксис (наличие различных типов сложных предложений, ослож- няющих компонентов и т. п.), риторические фигуры. Современный школьник, не обладающий достаточными навыками концентрированного последователь- ного чтения, предпочитающий короткие тексты, читающий с экрана методом «перепрыгивания», с научными и научно-популярными текстами справляется с трудом. Ему нужно помочь освоить сложный материал, используя при этом возможности цифрового текста. Перед обучающимся, приступающим к знаком- ству с текстом научной статьи, следует поставить несколько конкретных вопро- сов, на которые он должен ответить после знакомства с текстом. Научный текст содержит фактическую информацию, которая важна, одна- ко не всегда понятна современному школьнику: он не владеет не только специ- альной терминологией, но и отдельными общеупотребительными языковыми единицами, может быть вне исторического контекста, отраженного в статье. Отсутствие у учащихся всех необходимых сведений о том, о чем говорится в тексте, приводит к необходимости сопровождать текст историческим, лингви- стическим и специальным (в зависимости от научной отрасли) комментарием. При цифровом формате текста статьи и комментарий следует делать в таком же формате: к словам, нуждающимся в пояснении, стоит добавить ссылки на спра- вочники, словари, интернет-источники, которые позволят читающему текст по- лучить необходимую информацию. Научно-публицистическая статья в цифро- вом формате представляет собой обычно текст линейный, а комментарий сде- лает его гипертекстом. Перевод линейного построения в гипертекст поможет его более глубокому и всестороннему восприятию при чтении с экрана. Кроме того, для удобства работы с текстом при чтении с экрана материал статьи должен быть удачно размещен: понимание содержания и поддержание внимания при чтении интерактивных текстов во многом зависит от визуального дизайна. «Картинка» поможет школьнику-визуалу, читающему методом «скри- нинга», лучше сосредоточиться, увидеть структуру материала, поделить его на части, так как небольшие фрагменты для восприятия гораздо легче и удобнее.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=