Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 27 РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА А. А. Кацеро, О. А. Перфильева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье охарактеризована личностная саморегуляция как ре- зультат регулятивной роли самосознания, раскрыты результаты исследования специфики развития ее конативного, эмоционально-волевого и когнитивного ком- понентов у студентов с инвалидностью. Показано, что данные компоненты раз- виты недостаточно, однако при проведении коррекционно-развивающей работы с использованием тренинговых методов уровень такой саморегуляции может быть повышен. Ключевые слова: студенты с инвалидностью, личностная саморегуляция, коммуникативный контроль. Введение. Понимание личностной саморегуляции (ЛС) как предпосылки формирования психологической готовности студентов к будущей профессио- нальной деятельности детерминирует изучение проблемы развития ее компо- нентов у студентов с инвалидностью. Именно система саморегуляции осу- ществляет интегрирующую функцию по отношению к действиям молодого че- ловека, его психическим процессам и состояниям, которые включаются в про- цесс реализации учебно-профессиональной деятельности; определяет эффек- тивность анализа и синтеза информации; позволяет находить способы дости- жения цели; организовывать свое время; самосовершенствоваться в процессе профессионализации [1]. Основная часть. Цель и теоретико-методологические основы исследо- вания. Целью настоящего исследования было выявление специфики развития личностной саморегуляции у студентов с инвалидностью. Мы исходили из по- ложения, согласно которому предметом ЛС являются действия, направленные на преобразование отношений личности к деятельности, к другим людям, к са- мому себе (O. A. Конопкин, E. H. Шиянов, И. Б. Котова) [3]. Согласно интегра- тивному и психологическому подходам, такое управление собой строится на обучении саморегуляции в общении, на тренинге умения управлять состояния- ми мышечной системы организма, на активном волевом включении мыс- лительных процессов и пр. (П. К. Анохин, H. A. Бернштейн, В. П. Зинченко, O. A. Конопкин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн) [3, 5]. Личност- ная саморегуляция выступает результатом регулятивной роли самосознания (В. Моросанова, Е. Аронова [2, 4]). Авторы выделяют несколько компонентов ЛС: 1. Конативный – это р егуляция поведения посредством самоосознания (стилевые особенности). 2. Эмоционально-волевой – поддержание внутренней целостности (самопринятие, самоуважение, аутосимпатия, волевая регуляция). 3. Когнитивный – способность быть субъектом осознанного и направленного изменения себя (саморуководство).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=