Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 269 ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ * Н. М. Старцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена проблемам восприятия текста в современ- ном виртуальном пространстве, когда преобладающим стало цифровое чтение, имеющее собственные когнитивные механизмы и законы; затрагивает вопросы трудности восприятия научной информации современным школьником, предпо- читающим скрининговую модель чтения; в работе предлагаются пути решения задачи обучения чтению научно-публицистического текста в цифровой среде. Ключевые слова: цифровизация, научно-публицистический текст, лингвис- тический комментарий, цифровое чтение, линейный текст, гипертекст. Сегодня вся система образования пересматривает традиционные подходы к обучению под новым углом зрения, так как цифровизация всех сфер жизни не могла не затронуть данную область деятельности. На ускорение процессов освоения цифровой среды, несомненно, повлияла пандемия, заставившая за два-три месяца поменять отношение к цифровым инструментам, их образова- тельному потенциалу. Сейчас уже сложно себе представить, как в повседневной практике преподавания можно обойтись без гугл форм, компьютерного тести- рования или онлайн-трансляций. Смешанный тип обучения – онлайн и офлайн – стал обычным явлением в школьной и вузовской практике. Происходящие изменения не могли не повлиять на такой важный аспект работы в рамках обучения русскому языку, как работа с текстом. Именно текст при изучении всех учебных дисциплин остается главным средством передачи информации, он является базовым компонентом цифровых учебных ресурсов и учебно-методических комплексов. От степени осознанности чтения зависит успешность освоения любой информации: учебных материалов, инструкций к тестам, заданий олимпиад и т. д. Сегодня сосуществуют два различных вида чтения – традиционное чтение с бумажного носителя и цифровое, которые опираются на различные когнитив- ные механизмы и используют собственные стратегии обработки информации. Исследователи цифрового чтения справедливо полагают, что читать текст с экрана удобнее для поиска информации, выделения каких-либо фактов и де- талей. Вопрос о качестве чтения с экрана не раз поднимался в педагогической и методической литературе. Измерять качество понимания прочитанного помо- гают такие параметры, как глубина и точность освоения текста. Они оценива- ются на уровне способности обнаружить и вычленить необходимую информа- цию, воспроизвести ее в полном или сжатом виде, интерпретировать прочитан- * Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-03-2022-117/3 от 11.04.2022 г. по теме: «Формирование чита- тельских компетенций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучающихся» .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=