Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 256 ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СЛОВАРЕЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНОВЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАБОТЕ НА УРОКАХ РКИ З. О. Овчинникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена формированию фоновых знаний на уроках русского языка как иностранного, рассматриваются вопросы использования ряда интерактивных приложений. Ключевые слова: лингвострановедческая компетенция, межкультурное об- щение, фоновые знания, интерактивный словарь, приложение. В настоящее время формирование коммуникативной компетенции являет- ся основной целью обучения русскому языку как иностранному. В связи с этим возрастает необходимость формирования у обучающихся не только языковой компетенции, но также и формирования фоновых знаний, то есть лингвостра- новедческой компетенции. Под лингвострановедческой компетенцией понимается способность осу- ществлять межкультурную коммуникацию, базирующуюся на знаниях лексиче- ских единиц с национально-культурным компонентом семантики и умениях адекватного их применения в ситуациях межкультурного общения, а также уме- ниях использовать фоновые знания для достижения взаимопонимания в ситуа- циях опосредованного и непосредственного межкультурного общения [3, с. 107]. Фоновые знания – знания, характерные для говорящих на данном языке, обеспечивающие речевое общение, проявляются в виде смысловых ассоциаций и коннотаций, соблюдения норм речевого поведения носителей языка [2, с. 340]. Фоновые знания, которые необходимо формировать у изучающих иност- ранный язык, включают следующее: 1) историко-культурный фон, включающий сведения о культуре общества в процессе его исторического развития; 2) социокультурный фон; 3) этнокультурный фон, содержащий информацию о быте, традициях, праздниках; 4) семиотический фон, содержащий информацию о символике, обозначе- ниях, особенностях иноязычного окружения [5, с. 12]. Фоновые знания – это также обоюдное знание реалий говорящим и слу- шающим, являющееся основой языкового общения. Однако носитель языка приобретает их в процессе социализации, в то время как при изучении ино- странного языка их необходимо формировать с помощью специальных техно- логий, прогнозируемых методов и приемов. В данной статье мы рассмотрим использование некоторых интерактивных технологий в процессе преподавания РКИ, поскольку это является особо акту- альным в связи с тем, что в последнее время в образование активно включается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=