Университет XXI века: научное измерение
Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 250 ЖАРГОННАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ Ле Буй Хуен Ми, И. А. Проничева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматривается проблема использования жаргониз- мов и просторечных слов в текстах современных российских СМИ. Авторы про- водят анализ изучаемого явления и дают ему объективную оценку. Ключевые слова: СМИ, русский язык, жаргонизмы, просторечная лексика В современном русском языке все яснее отмечается расширение степени использования просторечных слов и жаргонизмов. Как вы видите, прежде такая лексика применялась исключительно в разговоре среди представителей одной социальной группы, но теперь эту лексику возможно встретить в СМИ. При помощи СМИ в общении образованных, интеллигентных народов появляются жаргонные слова, сленг и другие разговорные слова. Даже в деловой беседе можно наблюдать следующие слова: байтер (в значении «плагиатор»), панч (колкие выпады в чей-либо адрес), чилить (отдыхать). Применение жаргонизмов в СМИ придают необычный оттенок высказы- ванию, но, по мнению многих экспертов, причиняют вред русскому литератур- ному языку. Жаргон –лексика языкового коллектива, включающая отклоняющиеся от норм языка слова и выражения, не полностью доступные всем носителям языка [28, с. 54]. Возникновение жаргона связано с намерением носителей языка эмоцио- нальнее выражать свои чувства к чему-либо [31: 117]. Обычно смысл единиц жаргонной лексики ясен только ограниченному коллективу людей. В словаре языковедческих понятий записано следующее определение: «Просторечие – это лексика, обороты, словосочетания, не проходящие в каче- ству в соответствии с требованиями литературной речи, зачастую разрешаю- щиеся в литературных творениях и устной речи для формирования определён- ного оттенка» [Ахманова 1996: 368]. Жаргонная слова непрерывно увеличивается. Речь регулярно дополняется множеством новых сленговых слов, отражающих действительность. Лексика делится на типы, составляющие специальные группы жаргона. Самыми попу- лярными типами жаргона оказываются: профессиональный, уголовный, груп- повой и молодежный. Пресса использует жаргонизмы и просторечия в своих произведениях в целях оказания влияния на читателя. Обычно использование ненормативного, пониженного слова допускается для сообщения, показывающего о какое-либо явление, мнение или описание. В изданиях жаргонизмы нередко наблюдаются в открытой беседе ин- тервьюируемого:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=