Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 25 и многогранной проблемой среди современных школьников. Для игр необхо- дим смартфон, ноутбук, приставка или компьютер. Хотя бы один из перечис- ленных девайсов есть практически у каждого современного ребенка, а у многих все сразу. Но не стоит зацикливаться на негативных проявлениях игровой зави- симости и винить в этом компьютерные игры. Достаточно много игровых жан- ров и отдельных игр являются обучающими, воспитывающими, прививающими любовь к спорту, к родным и близким. И научно еще не была доказана связь между насилием, жестокостью и компьютерными играми. Проблема заключа- ется скорее в наличии нескольких деструктивных жанров, отсутствии воспита- ния и занятости полезными хобби школьников. С этической точки зрения, игровая зависимость и компьютерные игры не имеют достаточного философского анализа и научных работ по данной про- блематике (особенно в отечественной науке). Но чаще всего в этических иссле- дованиях игровой зависимости можно выделить два основных аспекта: внеш- ний и внутренний. К внешнему аспекту можно отнести проблему игровой ад- дикции, а также все вопросы, которые связаны с влиянием игровой зависимости на социальное поведение человека, а к внутреннему аспекту можно отнести психологические проблемы, замкнутость, оторванность от реальной жизни [2]. Важным этическим риском игровой зависимости является трасформация нрав- ственных ценностей в процессе игры. За счет этого из-за неокрепшей детской и подростковой психики происходит интериоризация, то есть усвоение игровой и подмена внешней социальной действительности. Это чревато тем, что ребе- нок будет уходить от реальности и жить по этическим нормам определенных игр. Данная проблема может быть рассмотрена и с точки зрения религиозной этики. В традиционных конфессиях зависимость от компьютерных игр прирав- нивается к греху, потому что человек пассивно уходит от жизни, а соот- ветственно и от Бога. Со стороны этики образования проблема игровой зависимости раскрыва- ется через так называемую дилемму насилия в медиапедагогике (Насилие в компьютерных играх и фильмах – благо или зло?). С одной стороны, сущест- вует мнение, что сцены насилия в виртуальном пространстве ожесточают под- ростка; происходит трансформация нравственных ценностей, подмена этиче- ских категорий: так, сострадание преображается в жестокость, любовь к ближ- нему – в ненависть, происходит некая психологическая подготовка к «расче- ловечиванию» условного противника. С другой стороны, считается, что ком- пьютерные игры, напротив, помогают снимать агрессию и напряжение, под- готовиться к реальной жизни, и, в некоторых случаях, могут быть использова- ны в обучении. На наш взгляд на данный момент можно предложить следующий критерий разрешения этой дилеммы. При оценке этической проблемы игровой деятель- ности необходимо учитывать психологические особенности личности. Если увлечение игрой оценивается психологом как игровая зависимость – повыша- ются этические риски, причем чем сильнее эта зависимость, тем выше этиче- ские риски. Таким образом, наличие игровой зависимости и ее степень стано- вится критерием разрешения дилеммы насилия в медиапедагогике.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=