Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 248 родском пространстве»; «Антропоцентрический подход в современной линг- вистике: слова с предметным, признаковым, числовым, процессуальным значе- нием при описании человека»; «Образ человека в произведениях искусства и возможности его описания средствами языка»; «Возможности интерпре- тации образа человека на основе материалов сказок и мультфильмов»; «Тула и ее бренды, отраженные в языке», «Традиционные действия русского наро- да, отраженные в тульских диалектных глагольных лексемах», «Традицион- ные ремесла и занятия населения Тульского края в репрезентации действий», «Система глагольных лексем, в которых отражаются традиционные представ- ления народа». Нами неоднократно отмечалось, что глубокое и всестороннее знание языка невозможно без обращения к региональным особенностям. В данном случае, конечно, мы предполагаем, что слушатели имеют доста- точный уровень языковой подготовки для того, чтобы понимать, что ь в любом языке, в том числе в русском, имеются сложные региональные особенности. В большинстве своем слушатели, записавшиеся на курсы, с интересом воспринимают лингворегионоведческую информацию. По нашему мнению, это наблюдается вследствие того, что язык является средством, репрезентирующим историю, культуру, в том числе историю и культуру определенного региона. И знакомство с тем или иным регионом через языковые особенности оказыва- ется очень важным и интересным. В частности, рассказывая о тульских брен- дах, мы постоянно употребляли лексемы, которые номинируют то или иное яв- ление, рассказывали о происхождении слов, их внутренней форме. Обращение к региональным языковым чертам также важно в силу того, что региональные особенности связаны с историей языка и с целым рядом дру- гих славянских языков, поэтому представления о языковых системах становят- ся более глубокими. Региональный языковой материал являлся в ряде случаев и самостоятель- ным предметом рассмотрения, причем мы обращались к разным аспектам тако- го рассмотрения. Так, нами была в лекционном материале этого семестра по- дробно рассмотрена система глагольных диалектные единиц, мы в связи с об- ращением к системе глаголов активно останавливались на характеристиках действий, которые связаны с традиционным укладом жизни, быта, с традици- онными занятиями жителей нашего региона. То есть через систему языковых единиц мы знакомили слушателей с системой явлений культуры, быта, устройст- вом жизни, ее деталями. Региональные языковые факты, как я уже говорила, мы связывали и с ху- дожественными произведениями. Безусловно, мы обращались к творчеству Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева и т. д. Находили региональные языковые факты и на страницах местной прессы, в городском пространстве. Помимо того, обращаясь к иным темам, мы также актуализировали линг- ворегионоведческий подход. В частности, говоря о проблемах лексикогра- фирования, лингвокартографирования, мы, конечно, опирались на региональ- ный материал и опыт и картографической, и лексикографической работы, имеющийся у нас.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=