Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 247 КУРСЫ ЛИНГВОРЕГИОНОВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАМКАХ РАБОТЫ ЦЕНТРА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Н. А. Красовская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена вопросам методического характера, так как в ней дается обоснование чтения курсов лингворегионоведческой направлен- ности в рамках деятельности Центра открытого образования на русском языке при ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Автор опирается на собственный опыт и делает выводы, указывающие на достаточную степень обусловленности продвижения подобных курсов. Ключевые слова: лингвистика, регионоведение, слушатели, открытое образование. В современных условиях цифровизации образования и внедрения в учеб- ный процесс новых форм обучения слушателей и студентов создание и деятельность Центра открытого образования на русском языке ТГПУ им. Л. Н. Толстого представляется весьма важным. В рамках Центра открытого образования слушатели могут знакомиться с разными направлениями, отражающими биологическую, математическую, инженерно-техническую, социальную стороны знания. Большое место среди всех читаемых и предлагаемых курсов занимают лингвистические курсы, и в целом курсы гуманитарной направленности. Так, среди всего многообразия предлагаемых Центром дисциплин можно говорить и о тех лингвистических курсах, которые связаны с проблемами оте- чественного языкознания, в частности отражают лингворегионоведческий век- тор современного знания. На протяжении трех лет нами читались подобные курсы, и мы их условно можем разделить на две группы. К первой группе мы можем отнести курсы, ко- торые тематически ориентированы на особенности нашего (тульского) региона. В частности, нами в осеннем семестре 2022/2023 учебного года реализуется курс, который связан в лингвистическими и регионоведческими особенностями Тульского края. Ко второй группе мы бы отнесли курсы, в которых лингворе- гионоведческая информация не составляет основного содержания, например, лекции, но является либо оригинальным примером, либо дает возможность для проведения параллелей и сравнений. Так, например, нами были в рамках учебного процесса Центра открытого образования прочитаны лекции и проведены семинарско-практические занятия на следующие темы: «Понятие о диалектах, региолектах, двух основных наре- чиях русского языка», «Русские бренды в истории и культуре Тульского края», «Фонетическиех, грамматические, лексические особенности русских говоров», «Проблемы лингвогеографии и диалектной лексикографии», «Отражение тер- риториальных особенностей русского языка в художественной литературе, го-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=