Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 245 1. Для словообразовательного анализа так же, как и для морфемного, акту- ально умение определять части речи и выполнять фонетический анализ слова, поэтому в классификацию входят соответствующие упражнения. 2. Упражнения, направленные на формирование умения определять произ- водные и непроизводные слова. 3. Упражнения, направленные на формирование умения определять чле- нимые и нечленимые слова. 4. Упражнения, направленные на формирование умения объяснять лекси- ческое значение слова через мотивирующее слово; 5. Упражнения, направленные на формирование умения строить словооб- разовательную цепочку. 6. Упражнения, направленные на формирование умения находить словооб- разовательный формант. 7. Упражнения, направленные на формирование умения определять способ словообразования. Приведем примеры анализа упражнений из каждой группы с учётом выде- ленных оснований классификаций: Пример упражнения группы А) Формулировка задания. Выделить морфемы – омонимы, морфемы-сино- нимы, многозначные морфемы в заданных словах. Указать значения выделен- ных морфем. Материал для анализа: «инструктирование, инструктаж; хождение, ходьба, ход; старик, старец, старикан; безрадостный, нерадостный;… дра- чун, грызун; глухарь, букварь; кустарник, свинарник; поварёшка, рыбёшка; вы- шина, голосина, виноградина, свинина» [1, с. 28]. Классификационные параметры: по компетентностному подходу – упражнение на формирование языковой компетенции – упражнение в морфемном анализе слов по системно-деятельностному подходу – упражнения, направленные на формирование умения определять семантику морфем; на формирование умения различать омонимичные, синонимичные, полисемичные морфемы. Пример упражнения группы Б) Формулировка задания. Определить способ словообразования для детских словотворческих инноваций: Материал для анализа: «Я садовница, уже в детский сад хожу. Ты мой пра- дедушка, значит, я твоя прадевочка … Пойдём в хлебочную за хле- бом… Колотовкой забивают гвозди…Не заходи далеко в лес, а то задремучишь- ся …Вчера мы ехали к бабушке в трамвайбусе » [1, с. 99]. Классификационные параметры: по компетентностному подходу – упражнение на формирование языковой компетенции – упражнение в словообразовательном анализе слов; по системно-деятельностному подходу – упражнения, направленные на формирование строить словообразовательную цепочку; находить словообразо- вательный формант; определять способ словообразования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=