Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 244 тического основания классификации упражнений, а системно-деятельностный становится основанием методической классификации. Рассмотрим классификацию упражнений применительно к каждому основанию. Группа А). Лингвистическое основание классификации: компетентност- ный подход, формирование языковой компетенции – упражнения в морфемном анализе слов. Качественное выполнение морфемного анализа предполагает формирова- ние комплекса языковых умений (системно-деятельностный подход), где пред- полагается выполнение следующего комплекса упражнений: 1. Упражнения, направленные на формирование умения определять части речи (умение, не входящее в собственно морфемный анализ, но тем не менее необходимое для совершения действия морфемного анализа). 2. Упражнения, направленные на формирование умения выполнять фоне- тический анализ слова (умение, так же, как и предыдущее, не входит в число собственно морфемных, но тоже часто является необходимым условием совер- шения последнего). 3. Упражнения, направленные на формирование умения определять реля- ционные (словоизменительные, грамматические) значения морфем. 4. Упражнения, направленные на формирование умения определять семан- тику морфем. 5. Упражнения, направленные на формирование умения определять нуле- вые морфемы. 6. Упражнения, направленные на формирование умения вычленять сво- бодные и связанные корни. 7. Упражнения, направленные на формирование умения определять семан- тику морфем; 8. Упражнения, направленные на формирование умения различать омони- мичные, синонимичные, полисемичные морфемы. 9. Упражнения, направленные на формирование умения различать аспекты графического и фонетического анализа при определении морфемного состава слова (при анализе слов с морфемами, содержащими звук [j], обозначаемый буквами е, ё, ю, я). 10. Упражнения, направленные на формирование умения определять мор- фемы, содержащие исторические (морфонологические) чередования. 11. Упражнения, направленные на формирование умения различать син- хронический (современный) и диахронический (исторический) аспект мор- фемного анализа слов. Группа Б) Лингвистическое основание классификации: компетентностный подход, формирование языковой компетенции – упражнения в словообразова- тельном анализе слов. Качественное выполнение словообразовательного анализа предполагает формирование комплекса языковых умений (системно-деятельностный под- ход), что предполагает выполнение следующего комплекса упражнений:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=