Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 243 ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ МОРФЕМНЫХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье приводится классификация упражнений по морфемике и словообразованию, основанная на сочетании компетентностного и системно- деятельностного подходов, определяемых ФГОС. Ключевые слова: лингвометодический аспект, морфемика, словообразова- ние, упражнение, компетенция, компетентностный подход, системно-деятель- ностный подход. Изучение морфемики и словообразования начинается в начальной школе, продолжается в средней и составляет один из блоков вузовской программы по русскому языку. Значение изучения данных разделов на каждом этапе филоло- гического образования трудно переоценить. Изучение морфемики и словообра- зования создаёт необходимую базу для формирования орфографических уме- ний, способствует осознанию семантики слова и словообразовательных связей, является необходимым условием для овладения грамматическими знаниями. Согласно ФГОС при изучении разделов «Морфемика» и «Словообразова- ние» предполагается достижение таких предметных результатов, как выделение и определение типов морфем, нахождение производной и производящей осно- вы, выявление способов словообразования; рассмотрение словообразователь- ной цепочки. Формирование умений, необходимых для достижения указанных предмет- ных результатов, осуществляется методом упражнений. Упражнение «пред- ставляет собой многократное выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения качества их выполне- ния» [3, с. 133]. Существует множество различных классификаций упражнений по морфе- мике и словообразованию. При этом классификации строятся по различным ос- нованиям, среди которых есть как методические, так и лингвистические, при- чём эти основания не всегда гармонируют между собой. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего образования постулируются два базовых подхода: компетентност- ный и системно-деятельностный. Первый предполагает «формирование и раз- витие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и куль- туроведческой компетенций» [2, с. 6]. Второй обеспечивает «такие действия с предметами, посредством которых могут быть раскрыты существенные свойст- ва, составляющие содержание подлинных научных понятий» [4, с. 6]. Применительно к лингвометодическому аспекту классификации морфем- ных и словообразовательных упражнений компетентностный подход в части формирования языковой его компетенции обусловливает реализацию лингвис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=