Университет XXI века: научное измерение
Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 240 центром выступает человек. Человек умирая, не умирает. Зомби – это воскрес- ший мертвец, человек («не все мы умрем, но все изменимся» [2]). Тем самым даже после смерти человек меняется, мутирует и сама смерть это не конец, она может быть вариантом новой жизни, в которой все сведено к самым примитив- ным позывам – еде и стадному существованию (мертвецы в сериале часто сби- ваются в стада и мигрируют в поисках пищи, в последних сериях 11 сезона мертвецы стали мутировать – перелезать через стены, препятствия). Рай и ад как образы хорошей и плохой жизни реализуются на земле в рамках построения общества по новому типу (своего рода коммуна, содружество), либо по старому типу с давно канувшими в историю порядками мира до зомбиапокалипсиса. Антропоцентризм с соответствующими ему ценностями и новая история человека также характерны для таких фильмов и сериалов: «Добро пожаловать в Zомбилэнд» (2009 г.), «Zомбилэнд: Контрольный выстрел» (2019 г.), «Тепло наших тел» (2013 г., то же и в одноименной книге 2012 г. Айзека Мариона), «Война миров Z» (2013 г., особенно ярко это представлено в книге Макса Брук- са «Мировая война Z» (2006 г.), по мотивам которой снят фильм), «Поезд в Пу- сан» (2016 г.) и «Поезд в Пусан 2» (2020 г.), «Станция «Сеул»» (2016 г.), «#Жи- вой» (2020 г.), «Армия мертвецов» (2021 г.). Причем фильмы про Zомбилэнд носят ярко выраженный развлекательный, комедийный характер. Высмеивание штампов, политики, цинизм, абсурдность ситуации, страхов, паранойи и ковид- ных ограничений на фоне эпидемии коронавируса и его второй волны зомби- вируса наблюдается и в сериале «Кусь» (2021 г.). Спасение в сериале видится в науке и проводится оно учеными. Особенность многих фильмов и сериалов в жанре апокалипсис конец мира рассматривается как развлечение, которое призвано щекотать нервы, пугать и развлекать. Если в древности конец истории, эсхатологические мифы повест- вовали о том, что человечество должно очиститься, что это его наказание, после которого человечество возродится, придет к Богу, то теперь все закольцовыва- ется на человеке и той истории, которую он выберет. Религиозная тематика се- риала «Благие знамения» (2019 г.), где все подчинено тому, что родится Анти- христ и он устроит конец света, также представляет собой юмористический ва- риант восприятия будущего. Ангелы и демоны в этом сериале больше похоже на богов и полубогов греческого Олимпа из-за своих страстей, желаний, поро- ков, нежели на христианских ангелов и демонов, выступающих антагонистами. Суть сериала – конец света можно перезапустить, отложить, противополож- ности могут дружить, нет чисто белого, чисто черного, жизнь на земле хоро- шая, а ангел и демон могут быть хорошими друзьями и хотеть спасти мир. Дан- ный сериал, несмотря на его ярко выраженный юмористический подтекст, под- нимает и важные темы – дружба, любовь, родительская любовь, ценность от- ношений, что также выдает антропоцентризм тематики. Отдельно хотелось бы отметить южнокорейский сериал «Мы все мертвы» (2022 г.), помимо зомби тематики, апокалипсиса (что фигурирует и в самом слогане сериала) и последующего нового этапа жизни человечества, в этом се- риале поднимаются важные темы и вопросы – буллинг в школе, социальная от- ветственностью ученого за внедрение научных достижений в практику, экспе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=