Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 24 ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И. С. Калмыков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье анализируются этические и психологические риски игровой зависимости школьников. Актуальность данной проблемы обусловлена цифровизацией общества, виртуализацией социальных связей, цифровыми тех- нологиями в образовании, одной из которых, в частности, является геймифика- ция. Научная новизна статьи выражена в системном этико-психологическом под- ходе к анализу проблемы игровой зависимости в контексте цифрового образова- ния. В статье показано, что геймификация в образовании может стать одним из способов этико-психологической коррекции игровой зависимости. Ключевые слова: этические риски игровой зависимости, цифровизация об- разования; геймификация; дилемма насилия в медиапедагогике. Игровая зависимость – достаточно новое, но актуальное и массовое явле- ние в современном технологичном и информационном мире. Игровая зависи- мость – устойчивая психологическая привычка (в запущенных случаях можно считать психическим отклонением), проявляющая себя в навязчивом увлечении видеоиграми в различных проявлениях. Данное явление можно охарактеризовать как важную проблему. Чаще все- го игровой зависимостью страдают дети и подростки, но также бывают частые случаи, когда игроманией страдают и взрослые состоявшиеся люди. Игровая зависимость в связи с развитием технологий приобрела статус настоящей эпи- демии. Среднестатистический подросток может проводить в день около 4-6 ча- сов за играми. Из-за этого страдает успеваемость в учебных заведениях, появ- ляются проблемы с развитием навыков коммуникабельности, социальной инте- грацией во взрослое общество, а также напряженность в отношениях с родите- лями и друзьями. Игровая зависимость является серьезной психологической па- тологией, а в некоторых случаях совокупностью психологических проблем [2]. Через игры и виртуальный мир люди стараются уйти от жизненных проблем, трудностей, депрессии и лишений. Также через игры люди пытаются само- утвердиться или заменить недостающие элементы реальной жизни: любовь, дружба, карьера, внимание, поддержка, положительные эмоции. С одной сто- роны, игровая зависимость может быть безобидной и вредить только игроману, а с другой стороны, может быть опасна для общества. Самыми популярными жанрами игр являются MMO-RPG и шутеры, где главной целью является убий- ство противников [3]. Для здорового человека подобные игры не несут никако- го вреда, а для подростка с психическими отклонениями и психологическими проблемами могут стать причиной развития жестокости и насилия, которые мо- гут перерасти в непоправимые последствия (убийство, теракт, суицид и др.) [1] Таким образом, можно сказать, что игровая зависимость является комплексной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=