Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 239 ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ Е. Н. Чеснова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена рассмотрению эсхатологического дискурса в массовой культуре на примере фильмов и сериалов жанра апокалипсис. Показана специфика восприятия смерти, воскрешения, конца истории в современной мас- совой культуре. Конец истории, апокалипсис, носит светский характер. Предот- вратить апокалипсис можно средствами науки, перезапустить заново развитие истории. Сам конец света и последующие за ним события воспринимаются в том числе и в юмористическом аспекте. Ключевые слова: эсхатологический дискурс, массовая культура, зомби, апо- калипсис, антропоцентризм. Культура и ценности современного общества все больше трансформирует- ся. На это влияют различные процессы – начиная с продолжающихся секуляри- зационных процессов и заканчивая процессами цифровизации. Трансформации и адаптации подвергаются религия и религиозные феномены. Они «концент- рируются на отражении человеческого измерения, на его желаниях. Прин- цип Неба (Бог) уходит и объектом предельного интереса становится сам чело- век и его мир. В том числе и как его мир будет разрушен, как будет продол- жаться жизнь отдельных людей, когда общая человеческая история уйдет в не- бытие» [1, с. 15]. Эсхатологический дискурс в современной массовой культуре показывает, что история человека имеет целью самого человека, его пространство, жизнь, желания, в том числе и новую историю после конца, апокалипсиса и т. д. Одной из заключительных фраз сериала «Ходячие мертвецы» (2010–2022 гг.), где на протяжении 11 сезонов оставшиеся в живых люди борются с другими выжив- шими людьми, с ожившими мертвецами (зомби), является фраза «Мы начнем сначала. Мы те, кто живет». И в этом пространстве «Мы» это люди, те, кто вы- жил на осколках уходящего старого мира и те, кто родился и вырос в этот пере- ломный момент. Заключительные серии данного сериала показывают, что тот порядок жизни, который был до зомбиапокалипсиса испорчен, он несоверше- нен и не нужен. Главная цель – люди, жизнь людей и одинаковые возможности для общины выживших. Религии, Богу, вере в Него в этом сериале уделяется мало места, это как рудимент прошлого (этот сериал не единственный в этом вопросе). Сохранились церкви, священник Габриэль Стокс опять начал носить сутану, но когда встает вопрос о выживании и защите интересов – люди берут- ся за оружие. Человек становится как разменной монетой (в достижении гедо- нистических целей – Себастьян Милтон, утверждения лидерства – Ниган Смит), так и ценным ресурсом (Ниган Смит), членом общества (Дэрил Диксон), так как от количества выживших зависит возрождение общины. Сериал «Ходя- чие мертвецы» создали целую вселенную мира после зомбиапокалипсиса, где

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=