Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 233 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Н. Н. Тимошенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования музыкальных компьютерных программ, а именно различных аудиоредакторов и нотных редак- торов учителем на уроках музыки. Выделяются наиболее удобные и эффектив- ные музыкальные редакторы (с их функциональными особенностями), применяе- мые во всех видах музыкальной деятельности на занятиях. Ключевые слова: музыкальные компьютерные программы, аудио- и нотные редакторы, учитель музыки, урок музыки. В настоящее время в связи с цифровизацией всех сфер жизни общества, использование компьютерных технологий становится обязательным атрибутом образования, и необходимым в профессиональной деятельности учителя музы- ки. Различные аспекты проблемы использования и применения музыкально- компьютерных технологий в музыкальном образовании исследовали Т. А. За- тямина, Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороз- дин, Э. В. Зауторова, О. Тарачева и др. Вопросы моделирования творческих процессов с помощью музыкально-компьютерных технологий были рассмотре- ны в работах М. С. Заливадного, Э. В. Кибиткиной, С. В. Чибирева и др. Компьютерная трансформация системы образования предъявляет доста- точно высокие требования к педагогической компетенции преподавателя, опре- деляет его деятельность в условиях перестройки информационного пространст- ва, совершенствования образовательных ресурсов [3, с. 3]. В современных исследованиях, посвященных профессиональной подго- товке учителя музыки, наблюдается некоторая хаотичность в определении его основных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, познаватель- ной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования, так как при их определении остается не- ясным, как отражается в процессе их формирования специфика преподавания музыки. Ученые выделяют музыкально-творческую компетентность (О. В. Ба- рышникова), музыкально-исполнительскую компетентность (Е. Л. Кисаханова), где определены следующие профессиональные компетенции: музыкально-тео- ретическая, дирижерско-хоровая, вокальная, методическая, музыкально-ис- полнительская, которые связаны с конкретными предметными знаниями, ис- полнительскими умениями и навыками будущего педагога-музыканта [2, с. 71]. Современному учителю музыки на сегодняшний день помимо основных профессиональных навыков становится необходимым владение музыкальными компьютерными программами различного уровня. Ведь одной из главных задач музыкального образования является прививание интереса у обучающихся к му- зыкальному искусству, чего можно добиться, используя весь современный ар- сенал музыкально-технических средств.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=