Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 227 ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Е. Г. Мартьянова, А. В. Слобожанин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья посвящена рассмотрению трансформации эсхатоло- гии в современном мире в условиях расцвета информационных и цифровых тех- нологий. Особый акцент делается на выявлении пяти черт, которые характери- зуют эсхатологические представления в цифровую эпоху. Ключевые слова: эсхатология, эсхатологические представления, цифровая эпоха, цифровое пространство; трансформация; цифровая этика. Со второй половины XX века наступила цифровая эпоха, которая карди- нально изменила мировоззрение человечества и трансформировала не только все сферы жизни общества, но и важнейшие духовно-нравственные и религиоз- но-философские феномены [О трансформации религии в условиях цифрового общества см. подробно: 1, с. 18–25]. Эсхатологические представления, связан- ные с извечно важными и актуальными проблемами жизни и смерти, не явля- ются в этом плане исключением. Зародившись изначально в русле мифологического и религиозного миро- воззрения, они прошли долгий путь трансформации, перейдя сначала в фило- софское, а в последствии и научное мировоззрение. Итогом трансформации эс- хатологических представлений в условиях цифровой эпохи явились ее следую- щие характерные черты: 1) проникновении эсхатологии в различные сферы жизни общества в каче- стве общемировоззренческого элемента человеческого сознания (так, например, пандемия COVID-19 поспособствовала развитию катастрофического сознания, которое можно определить как «эмоции, представления и переживания собы- тий различного масштаба – от событий, представляющих угрозу благополучию и выступающих ситуацией испытаний для отдельного человека и сообщества; <…> периодически поддерживаемые массмедиа ( и другими цифровыми и ин- формационно-коммуникационными технологиями – курсив наш Е.М., А.С.) идеи конца света как глобальной катастрофы, уничтожающей человеческую цивили- зацию и все живое на Земле» [2, с. 93]. Если пандемию COVID-19 рассматри- вать под таким углом, то она предстает как «глобальная биологическая угроза будущему человечества и один из возможных эсхатологических сценариев – конец света как конец человеческой истории, прекращение существования че- ловека как биологического вида» [3, с. 328]. Однако, в этом отношении важно подчеркнуть, что «развитие катастрофизма носит временный характер в созна- нии людей, со временем встраивается в обыденную жизнь, общество просто продолжить жить с новым штаммом вируса, воспринимая его как межсезонные заболевания, такие как: грипп или ОРВИ [4]»); 2) «антропологический поворот в эсхатологии, акцентирование внимания не столько на приближении «конца света», сколько на осознание смертности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=