Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 223 ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ МОРАЛИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ * М. Л. Гельфонд Тульский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова Аннотация. В статье находит подтверждение гипотеза о том, что свой- ственный отечественной религиозно-философской традиции оригинальный син- тез рациональных и сверхрациональных способов обоснования абсолютной мора- ли является одной из наиболее эффективных стратегий преодоления морально- го скепсиса и последовательного духовно-нравственного преображения индивида. Ключевые слова: русская нравственно-религиозная философия, обоснова- ние морали, теономия, автономия, вера, разум, «разумная вера». Проблема обоснования морали не обладает академически оформленной самостоятельностью в рамах отечественной религиозно-философской тради- ции. Однако она получает свое опосредствованное воплощение как в резонанс- ной полемике русских мыслителей с хрестоматийной аргументацией европей- ского интеллектуализма, так и в оригинальном синтезе рациональных и ирра- циональных основоположений абсолютного морального долженствования. Выдающимися критиками очевидной ограниченности рационалистических горизонтов западного философского мышления в целом и прежде всего его возможностей в деле обоснования морали по праву являются Вл. Соловьев и Л. Шестов. Последний прямо изобличает сократический интеллектуализм в несостоятельности, а именно, в том, что разум не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы убедить человека полностью подчиниться той «…бессмысленной, отвратительной, тупой, глупой и слепой Необходимости», которая и «…есть родная сестра долженствования» [1, с. 45–46]. Это-то кров- ное родство между «разумным» и «этическим» и становится предлогом для опасной фальсификации: сила свободного рационально обусловленного нрав- ственного самообязывания личности в исполнении высшего долга на деле обо- рачивается слабостью разума и малодушием воли перед лицом «непреодоли- мого» по принципу – «…раз нельзя преодолеть … – должно принять» [1, с. 45]. А потому, убежден Л. Шестов, рациональный ригоризм в качестве конституи- рующего начала абсолютной морали дискредитировал себя и должен уступить свои прерогативы вере, единственно способной составить экзистенциальное основание подлинного нравственного подвижничества. Между тем вера, являясь мощным мотиватором нравственного самоусо- вершенствования личности, в то же время не способна убедительно аргументи- ровать необходимость перфекционистского самопреображения. Ведь, как из- вестно, даже в теономной этике обязанность соблюдать моральный закон не * Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-011-00145 А «Обос- нование морали как проблема современной этики (реконструкция, сравнение и оценка теоре- тических подходов)».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=