Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 222  «живое общение», характерное для традиционного формата обучения, заменяется коммуникацией в мессенджерах, электронной почте, чатах, что ве- дет к падению общепринятых норм и правил культуры поведения и общения;  преподаватель, как ключевой актор образовательного процесса, трансля- тор знаний и организатор интеллектуальной деятельности студентов, становит- ся менеджером («тьютором») цифрового образования, следствием чего является утрата воспитательной компоненты в профессионально-личностном становле- нии обучающихся;  «определение границ пространства университета и личного простран- ства студента в виртуальной образовательной реальности» [2];  обесценивание преподавательского труда;  нарушение субординации;  ограничение академической свободы;  согласование нравственных обязательств в исполнении профессиональ- ного долга;  моральная ответственность преподавателя за качество учебного контен- та и студента – за добросовестное выполнение заданий и качество самостоя- тельно усвоенного знания;  мотивация студентов к обучению в формате online;  контроль достоверности знаний студентов. Как видим, использование IT-технологий в образовательном процессе вуза, не только формирует виртуальную образовательную среду, что отвечает вызо- вам и требованиям современных реалий, но и приводит к уничтожению «…значимого в коммуникативном процессе передачи знаний, причем как для преподавателей, так и для учащихся» [3], что образует множество этических проблем, требующих осмысления и разрешения. Литература 1. Богданова М. В. Этос университета: социологическая операционализа- ция потенциала «Неписаных правил» [Электронный ресурс] // Социол. журн. – 2017. – Т. 23. – № 2. – С. 153–170. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29419090 (дата обращения: 09.11.2022). 2. Валеева Г. В. Этические проблемы цифровизации высшего образования (аналитический обзор современных исследований) [Электронный ресурс] // Гу- манитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2021. – № 2 (38). – С. 51–61. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46567384 (дата обращения: 09.11.2022). 3. Согомонов А. Ю. Цифровая этика для цифрового образования в цифро- вом мире [Электронный ресурс] // Ведомости прикладной этики. – 2021. – № 58. – С. 17–30. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46401594 (дата обраще- ния: 09.11.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=