Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 221 ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. IT-технологии, использующиеся в современном образователь- ном процессе вуза, с одной стороны, формируют виртуальную образовательную среду, что в полной мере отвечает вызовам современных реалий. С другой сто- роны, трансформируют не только формы и методы обучения, но и взаимоотно- шения между субъектами образовательной деятельности, что влечет за собой появление этических проблем, требующих должного осмысления и решения. Ключевые слова: IT-технологии, образовательный процесс, университет, этические проблемы, ценности, академические и корпоративные нормы универ- ситета. В современных, динамично развивающихся условиях цифрового общества, сфера высшего образования претерпевает качественные изменения, связанные с внедрением IT-технологий и созданием виртуальной образовательной среды. Организация образовательного процесса в вузе с применением инновационных технологий направлена на реализацию концепции непрерывного образования, основанной на мобильности, гибкости, доступности образовательных услуг, а также способствует развитию у обучающихся способностей к самоорганиза- ции и самообразованию. Вместе с тем, использование IT-технологий обнаружи- вает множество проблем, в частности этического характера, поскольку транс- формируются не только формы и методы обучения, но и взаимоотношения между субъектами образовательной деятельности. К IT-технологиям, использующимся сегодня в образовательном процессе вуза, и формирующим среду нового типа, можно отнести: online-курсы; Moodle; видеоконференцсвязь (ВКС); геймификация и эдьютейнмент; облачные техно- логии (например, Yandex Cloud); online-симуляторы и тренажеры; online- лаборатории, искусственный интеллект и т. д. Вариативность использования указанных технологий достаточно обширна: дистанционное обучение, син- хронное и асинхронное обучение, смешенное обучение, Web-занятия и т. д. При этом, ценности («передача знания, поиск истины, интеллектуальное и нравственное развитие, служение в профессии, профессиональная ответст- венность, честность, добросовестность, академическая свобода, единство пре- подавания и исследования» [2]), отражающие сложившиеся академические и корпоративные нормы университета и «образующие «культурный̆ код» дан- ного социального института» [1], смещаются в виртуальную образовательную среду, что влечет за собой возникновение следующих проблем:  лишенное моральной рефлексии, дистанционное обучение, уничтожает совместный поиск истины и постижение знания: знание заменяется информа- цией, извлекаемой из «недр» Глобальной сети Internet, зачастую без аналитиче- ского анализа ее достоверности;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=