Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 22 Среди требований, предъявляемых к квалификации учителя обозначены высшее или среднее профессиональное, дополнительное профессиональное об- разование по направлению подготовки «Образование и педагогика». Можно сделать вывод о том, что должность «учитель» может занимать только тот, кто получил педагогическое образование. Структура, результаты педагогического образования также, как и условия реализации отражены в ФГОС ВО (3 ++) по направлению подготовки «Педаго- гическое образование» [4] и «Педагогическое образование (с двумя профиля- ми)» [5]. Получение педагогического образования и овладение необходимыми компетенциями должно подготовить студента к работе в образовательной сфе- ре, обеспечить достаточный уровень знаний, умений и навыков, которые необ- ходимы для выполнения трудовой функции. Следовательно, получение образо- вания по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Педаго- гическое образование (с двумя профилями)» должно обеспечить будущего пе- дагога навыками разработки и реализации воспитательной деятельности в шко- ле. ФГОС ВО (3 ++) в разделе общепрофессиональных компетенций указывает способность выпускника организовывать воспитательную деятельность (ОПК-3), реализовывать духовно-нравственное воспитание обучающихся (ОПК-4). Формулировки ОПК-3, ОПК-4 позволяют отразить среди необходимых на- выков выпускника умение проектировать воспитательную деятельность. На ос- нове ФГОС ВО (3++) разрабатываются основные профессиональные обра- зовательные программы высших учебных заведений, в рамках которых долж- ны присутствовать дисциплины, направленные на овладение студентами ОПК-3, ОПК-4. Дисциплины, направленных на формирование у студентов навыков по ор- ганизации и реализации воспитательной деятельности, в своем содержании должны учитывать общую трудовую функцию профессионального стандарта «Педагог», должностные требования, описанные в ЕКС, формирования обще- профессиональных компетенций из ФГОС, указанные во ФГОС ВО (3 ++). Можно отметить наличие в школах педагога-организатора или вожатого, ос- новной задачей которого является проектирование воспитательной деятельно- сти образовательной организации. Для подготовки к организации воспитатель- ной деятельности в рамках всей образовательной организации будущим учите- лям необходимо как наличие теоретических навыков, так и практических. Воз- можность апробирования на практике, полученные знания является одной из основных проблем при преподавании дисциплин, связанных с воспитательной деятельностью школьников, в рамках обучения по направлению «педагогиче- ское образование». Возможными путями решения может стать увеличение ко- личества часов, отведенных на педагогическую практики или выделение в са- мостоятельный вид практики воспитательную деятельность. Подводя итоги, стоит отметить, что воспитательная деятельность в рамках существующего за- конодательства закреплена как самостоятельный вид деятельности учителя. Однако при обращении к ФЗ «Об образовании в РФ», стоит отметить, нераз- рывность процессов воспитания и обучения. Следовательно, будущий педагог при обучении по направлению подготовки «педагогическое образование» дол-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=