Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 214 риях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях. Данный факт жизни современной школы значительно по- вышает мотивацию студентов к освоению мировоззренческих, философских аспектов содержания физики, как науки и учебного предмета. Определяя научное миропонимание, как совокупность знаний о мире, ос- нову мировоззрения, а мировоззрение как систему взглядов человека на мир, с его эмоционально-ценностными ориентациями, особое внимание в нашем цикле занятий уделяем формированию у студентов целостного миропонимания физической картины мира. И, прежде всего, понимание, что физическая карти- на мира, не только систематизирует, обобщает ранее известные сведения о при- роде, но и привносит новые общефилософские гипотезы в науку. Рассмотрим один из наших методических подходов к реализации обозна- ченной задачи – опора на принцип генерализации знаний. Прежде всего, начи- ная с первой лекции, мы обращаем пристальное внимание и неоднократно воз- вращаемся к таким позициям: в качестве системообразующей идеи, вокруг ко- торой объединяется учебный материал, берется физическая теория как основ- ная и ведущая форма знания о природе и метода познания мира! При этом осо- бо подчеркиваем, что фундаментальные теории делятся на два типа: по методу модельных гипотез или принципов. На занятиях совместно со студентами вы- страиваем алгоритм изучения физических теорий. Так, для теорий, построен- ных по первому типу, исследователь определяет круг изучаемых явлений, вво- дится модель-гипотеза идеализированного объекта, который становится эле- ментом ядра будущей предполагаемой физической теории, затем систематизи- руются, классифицируются факты как основания теории. Далее следует изучить закономерности проявления нашего объекта, а это значит, что следует вновь возвратиться к ядру теории. Очевидно, данная методика реализует идею: изу- чение компонентов теории от ядра к основанию и от него – снова к ядру. Физи- ческие теории, построенные по методу принципов, целесообразно изучать по логике структуры теории: основание (факты) – ядро – следствия – интерпрета- ция результатов, условия применимости. В ходе практических занятий предла- гаем обучающимся составить кластеры или обобщающие таблицы по двум ти- пам теорий, чтобы на итоговом занятии, посвященном методике изучения темы “Физическая картина мира”, использовать их для описания Механической, Электромагнитной, Квантово-полевой картин мира. Школьный курс физики включает два компонента ФКМ. Первый компо- нент связан с содержанием: материал структурирован вокруг нескольких фун- даментальных физических теорий (классической механики, молекулярно- кинетической теории, электродинамики, квантовой теории, специальной теории относительности, и элементов классической электронной теории проводимости металлов). Не менее важен второй компонент научного миропонимания - фор- мирование знаний о процессе научного познания за счет методов обучения, взятых из науки. И в этом, надеемся, будет помогать новое оборудование каби- нета теории и методики обучения физике.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=