Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 213 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО МИРОПОНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере изучения дисциплины ТиМОФ) Н. Л. Плешакова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В данной статье рассмотрен вариант методики изучения со- временной физической картины мира в условиях стандартизации общего и выс- шего образования как важнейший фактор формирования целостного миропонима- ния у студентов бакалавриата и школьников. Ключевые слова: фундаментальное ядро содержания образования, ФГОС ОО, целостное миропонимание, мировоззрение, физическая картина мира. На данном этапе развития системы образования в нашей стране усилилось внимание к естественнонаучным дисциплинам, что не может не радовать. При- ходит, в том числе, понимание, что именно учитель может влиять на перспек- тиву формирования будущего планеты. Важно, чтобы сам педагог уверенно владел методами научного познания мира, имел современное научное мировоз- зрение, ибо от того, что у него в голове, зависит, как этот мир будут восприни- мать ученики – будущие «строители» гуманитарного, научно-технического, информационного… мира XXI века. Как известно, методическая система включает целевой, содержательный и технологический (процессуальный) компоненты. В данной статье обратим наше внимание в большей мере к содержательному компоненту. Опрос студен- тов-бакалавров перед началом цикла лекций, посвященным частным вопросам методики обучения физике, показывает слабую ориентацию в ряде вопросов школьного курса, и особенно мировоззренческого характера, а конкретно, тех из них, которые ещё не рассматривались в вузовском курсе. В связи с этим при- влекаем особое внимание студентов к тем требованиям, которые государствен- ные стандарты образования предъявляют к качеству образования школьников, в частности, к триединому результату обучения в виде предметных, метапред- метных, личностных достижений выпускников основного и среднего (полного) образования. Среди этих результатов выделим, те, которые относятся к рас- сматриваемой теме, например, «овладение методами научного познания зако- нов природы и формирование на этой основе представлений о физической кар- тине мира (ФКМ)» [1, c. 30]. Кроме того, среди обязательных планируемых предметных результатов обучения физике в материалах ФГОС ОО второго по- коления на базовом уровне освоения учебного материала выделены такие: сформированность представлений о роли и месте физики в современной науч- ной картине мира, понимание физической сущности наблюдаемых во Вселен- ной явлений. Более высокие требования для профильного уровня: сформиро- ванность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, тео-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=